Команда устроителей и организаторов Московского международного во главе с её цепким и хлёстким, гиперактивным и умудрённым опытом капитаном (а точнее, играющим тренером) под занавес турнира – то бишь, тьфу, простите, смотра – произвела эффектную навесную подачу в адрес всех тех потенциальных своих зрителей, кто об эту июньскую пору предпочёл важнейшему из искусств важнейший из видов спорта. Кто почёл за лучшее не углубляться в перипетии кинематографического состязания уровня второй лиги (о том, что там также встречаются порой яркие, перспективные игроки и исполненные неподдельного азарта матчи, нам хорошо известно), а провести это время, наблюдая за истинно выдающейся игрой, подлинной страстью, неподдельными эмоциями. Празднуя победы. Переживая поражения. Или даже просто готовясь к данному лицезрению.
Присудив специальную награду ММКФ с формулировкой «за лучшую режиссуру Евро-2008» главному тренеру сборной России Гусу Хиддинку, фестивальные креаторы показали себя людьми не лишёнными известного остроумия и элегантности. Кроме того, этим своеобразным жестом они, надо полагать, вознамерились продемонстрировать городу и миру и свою неудалённость от народа, и своё горячее желание быть в гуще жизни. Но на деле неожиданное появление в итоговом распределении «слонов» данного спецприза (который, кроме всего прочего, отчего-то вышел получать вице-премьер правительства РФ Александр Жуков) лучше всяких слов и экспертных оценок демонстрирует и степень серьёзности форума, и уровень его профессиональных амбиций, и характер, и самоощущение.
Всё очень весело, затейливо, с шутками-прибаутками, с традиционным российским гостеприимством и открытой душой, с поцелуями и экспромтами. Эдакая милая домашняя радость, совершающаяся под лозунгами верности святому искусству, стремления сохранить и приумножить и желания встать наравне и с веком, и с цивилизованным кинематографическим сообществом.
Нет, кто бы спорил, Никита Сергеевич Михалков мог бы, конечно, буде у него такое желание, премировать на сцене «Пушкинского» всех без исключения российских сборников, так удачно вернувшихся аккурат накануне закрытия из Австрий со Швейцариями. Благо и соответствующий опыт коллективных награждений у президента имеется – вспомним последнего «Золотого орла» и триумфальную победу актёрского состава киноленты «12». Можно было бы и формулировочки соответствующие понапридумывать – так, чтобы было и забавно, и разом со смыслом. «За самый мощный прорыв», к примеру. Или «За умение держать паузу» (в смысле мяч). «За блистательные актёрские данные, продемонстрированные судье в штрафной соперника», в конце концов – почему бы и нет – ведь доля острого перца и здоровой самокритики неизменно присутствует в публичных заявлениях главы ММКФ, а также ряда его подчинённых. Всё это могло бы быть – и повеселиться можно (вот разве что в чуть меньшей мере, чем на церемонии открытия), и даже поозорничать, и некоторая доля снижения пафоса, несерьёзности на подобного рода мероприятиях отнюдь не возбраняется, а напротив, нужна.
Всё так, но при одном условии. По основной своей, собственно кинематографической, части – по разряду художественного – положению вещей требуется обстоять если не в безупречном виде, то по меньшей мере в не вызывающем изрядных сомнений. Конкурсной программой, главным смыслом и нервом всякой подобной акции, мнящей себя общемировым событием класса «А», нужно всё же заниматься не в режиме отчаянного штурма ворот соперника в добавленное время, а путём долговременной и целенаправленной подготовительной работы, тренировочного, так сказать, процесса. Да и в технико-тактическом плане ММКФ стоит серьёзнейшим образом подтянуться. Можно спорить, насколько оправдан выбор заурядного голливудского «летнего блокбастера» в качестве «фильма открытия» (хотя как своеобразная апелляция к грядущим возможностям нашего громадного рынка такой смелый, нестандартный ход, наверное, уместен). Но вот унизительнейшего шмона журналистов перед пресс-показом, о котором не написал в своих отчётах с юбилейного форума только самый ленивый и самый лояльный, наверное, каким-то образом можно было избежать даже и в известной на весь мир размахом своего пиратства России. Можно только приветствовать тот факт, что у фестиваля наконец-то появился собственный отдельно стоящий пресс-центр с пресс-залом в лице кинотеатра «Художественный», однако на такую мелочь, как проблема соответствия тамошней аппаратуры демонстрируемой плёнке (или в чём там ещё заключались причины «дефектности» показов), стоило, вероятно, затратить некоторую часть из на вес чистого золота ценимого времени организаторов процесса.
Михалков назвал тридцатый юбилейный московский киносмотр «серьёзным прорывом». Не вполне понятно, что именно имелось в виду, ну да ладно – мы готовы и даже рады считать это заявление родом известной тренерской терапии, положительной установки на радужное будущее. По мнению президента, единственное, чего ММКФ не достаёт для полного счастья, – нового стадиона... пардон, фестивального дворца, строительство которого городские власти ему-де лично обещали, однако воз, что называется, и ныне там. Киномегацентр мирового уровня нашей столице, разумеется, нужен (хотя заметим, что ещё больше ему нужно хотя бы самое маленькое и не особо взыскательное помещение под Музей кино). Единственное, чего не хотелось бы, чтобы получилось у нас всё и здесь по извечно московски, в соответствии с бессмертными словами классика о судьбе которого Михалков в своё время всё долго собирался, но так и не снял фильм-байопик. В смысле – «дома новы, но предрассудки стары».
Отдел «ИСКУССТВО»