«Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться», – сказал когда-то поэт Евгений Винокуров. Наш постоянный автор Аркадий Инин воспитал на сценарном факультете ВГИКа много учеников, среди них была Наталия Павловская. Сейчас она и учитель вместе написали кинороман об одном из самых известных одесситов.
Обычно одесситы, завидев в продаже новую книгу, интересуются: «Это об что?» Предвидя сакраментальный вопрос, соавторы вынесли ответ в название: Утёсов. Песня длиною в жизнь. (СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. – 495 с.)
Кинороман написан по сценарию одноимённого сериала. Начиная с «Рабыни Изауры», это общепринятая практика – сначала по телевизору прокручивается фильм, который служит своего рода рекламой появляющейся затем книги. Авторы надеются, что читатели захотят встретиться со знакомыми персонажами. Правда, в данном случае зрители узнают о событиях впервые именно из романа. Фильм демонстрировался летом, раз в неделю, по воскресеньям, да вдобавок днём. Хотя это считается выигрышным временем, как говорят в народе, прайм-тайм, однако в воскресенье днём мало кто смотрит телевизор. Поэтому фильм прошёл незамеченным широкими слоями.
Роман не является жизнеописанием в обычном понимании этого слова. Это всего лишь фантазия на тему Утёсова. Авторы вольно обращаются с историческими фактами, тасуя хронологию и места событий. Поэтому у них задолго до революции Леонид Осипович исполняет песни, сочинённые в 20-х годах; о намерении «главного киношника» Б. Шумяцкого экранизировать спектакль «Музыкальный магазин» первым узнаёт композитор И. Дунаевский (а в жизни – бывшего члена Российской ассоциации пролетарских музыкантов вообще не хотели допускать к этой работе); один из авторов сценария «Весёлых ребят» Н. Эрдман арестован не ночью в гостинице, как было, а днём чуть ли не на пляже, на глазах у изумлённого Утёсова; премьера «Весёлых ребят» состоялась не в «Художественном», а в «Ударнике», из-за афишных концертов в Ленинграде Утёсов на ней не присутствовал... Есть ещё масса неточностей. Однако в данном случае это не имеет большого значения, поскольку А. Инин и Н. Павловская поставили перед собой цель написать чисто развлекательное произведение, насытив его максимально большим количеством анекдотов, интермедий и скетчей, проверенных и недостоверных слухов, острот и хохмочек популярного певца. Что им и удалось.