В 1857 году, когда страна готовилась к неизбежным реформам, великий русский поэт и мыслитель Фёдор Тютчев писал: «С моей точки зрения, всё будущее задуманной реформы сводится к одному вопросу: стоит ли власть, призванная её осуществить, выше в нравственном отношении? Я говорю о самой власти во всей сокровенности её убеждений, её нравственного и религиозного credo... Отвечает ли власть России всем этим требованиям? Какую веру исповедует и какому правилу следует?»
Дальше следует горький вывод: «Только намертво закрывая глаза на очевидность, можно не замечать того, что власть в России исходит не от Бога, а от материальной силы самой власти... Эта сила узаконена в её глазах уверенностью в превосходстве своей весьма спорной просвещённости».
Поэт пишет о том, что власть действует в «полном разрыве со страной и её историческим прошлым», о том, что «власть не признаёт и не допускает иного права, кроме своего».
И горестно предрекает: «Истинное значение задуманной реформы сведётся к тому, что новый произвол в действительности будет более деспотический, ибо он будет облечён во внешние формы законности». Он только «заменит произвол прежний, быть может, менее растлевающий».
Пройдёт десять лет, и Тютчев в отчаянии будет вопрошать: «Почему имеет место такая нелепость? Почему эти жалкие посредственности, самые худшие, самые отсталые из всего класса ученики, эти люди, стоящие настолько ниже нашего собственного, кстати, очень невысокого уровня... находятся и удерживаются во главе страны, а обстоятельства таковы, что нет у нас достаточно сил, чтобы их прогнать? Это страшная проблема, и разрешение её, истинное и в полной мере разумное, боюсь, находится вне наших самых пространных наблюдений».
Завершение его размышлений, от которых «буквально чувствуешь, что не хватает дыхания, что разум угасает», таково: «Есть одно несомненное обстоятельство, но до сих пор оно ещё недостаточно исследовано... оно заключается в том, что паразитические элементы органически присущи святой Руси...
Это нечто такое в организме, что существует за его счёт, но при этом живёт своей собственной жизнью, логической, последовательной и, так сказать, нормальной в своём пагубно разрушительном действии. И это происходит не только вследствие недоразумения, невежества, глупости... Корень этого явления глубже, и ещё неизвестно, докуда он доходит».