Кто и как поможет нам решить проблемы ЖКХ?
Об очередной «реформе ЖКХ» уже вроде бы устали даже говорить. Разработчики оной обещали нам многое: и создание конкурентной среды обслуживателей, и снижение затрат на эту самую обслугу, и (даже!) улучшение качества обслуживания.
И конечно же, ничего такого не происходит. Тарифы растут с первых дней нового года, содержание жилья и плата за него становятся непосильными для большинства населения. Качество если и движется, то только вниз. Граждане не хотят создавать ТСЖ, управляющие компании организованы в основном под крылом мэрии, и если нечистоты заливают подвалы (а это уже массовое явление), то это происходит и при «новых формах обслуживания».
Народ понимает бесплодную суетливость властей и уже просто перестаёт платить абы за что. Как-то (бывший уже!) министр регионального развития РФ господин Яковлев на заседании правительства заявил, что неплатежи по стране с 80 миллиардов рублей выросли аж до 100 и более. Внёс предложение: амнистировать неплательщиков, всё равно не заплатят. В ответ ему посоветовали энергичнее работать, затем сместили.
Грешным делом, думаю: не за горькую ли правду? И в конце концов хочется понять: куда идём? Почему именно туда? И увидим ли свет в конце тоннеля?
Вхожу в привычно тёмный подъезд – лампочку кто-то вывернул, её не скоро заменят. Из-под ног скуля выскакивает пригревшийся щенок. В воздухе – запах гниющих пищевых отходов. У грязного окна стоит пьяный сосед. Он молча курит и плюёт на пол. Варварски сожжены кнопки лифта, черны от спичек стены….
Это мой родной подъезд. Сколько живу в этом доме, столько и вижу эти исписанные стены, эти окурки в углу.
Нет смысла называть номер дома и улицу. Картина близка и знакома многим. И привычна до тошноты. И уже кажется, что иначе жить невозможно, что это и есть единственный способ нашего существования.
И тут возникают вечные вопросы: что делать? Кто виноват?
Самый первый ответ: мы не любим (или не способны?) жить по-людски за пределами своих квартир.
Справедливости ради подтверждаю: есть, есть такой грешок за нами. Но дело не только в менталитете. Давайте честно скажем: в стране ни власти, ни народ никогда не были озабочены соблюдением чистоты и порядка. Городские жилкомхозы у нас из-за безденежья существуют в зачаточном состоянии. Зарплаты работников жилищного сервиса мизерны – и даже на них у муниципалитетов нет или очень мало средств. Надо платить больше (и намного!) людям, занимающимся чёрной, тяжёлой, но необходимой работой. Но пока последнего не предвидится: скажем, в ульяновской мэрии денег на «жилкомхоз» не хватает всегда. Думаю, что так же обстоят дела и в прочих российских муниципалитетах. Да и Москва за пределами Садового кольца – в санитарном смысле со-о-всем не ахти!
Выхода тут только два: либо продолжать жить как живём, либо существенно расширить финансовые возможности муниципалов. Сейчас они ужаты в пользу федерального Центра.
Федеральная власть, если говорить напрямик, просто сбросила ЖКХ на плечи муниципалов. Те пытаются скинуть на плечи жильцов. Не получается…
Рекомендуют властям помогать. Ну субботники там, воскресники, «дни очистки» и прочая самодеятельность.
И кто бы возражал! Но! Я выйду на субботник, помашу метлой – а через час явится компашка разнузданных юнцов, и снова детская площадка станет помойкой. У нас во дворе это повторяется ежедневно – даже старушек с их скамеечки выпивохи вытеснили…
Ответственность граждан перед самими собой… Но как мы можем почувствовать себя ответственными за дом, в котором живём, если он не наш? За двор? Это всё – «терра муниципала». А если всё это, уже доведённое до крайней изношенности и запущенности, нам и «сдадут», то без всяких средств на капитальный ремонт. Да кому же такая «щедрость» власти нужна?
Теоретически рекомендуют сделать так: деньги, идущие на обслуживание дома, собираются в банке на счёт, принадлежащий дому. Квартиросъёмщики выбирают правление дома во главе с председателем. Эти люди вместе с жильцами и решат, как и на что их тратить. Текущий ремонт, содержание уборщицы, дворника, слесаря – всё это будет на плечах жильцов дома. То есть хозрасчёт: «А он знаете, заставляет деньги считать».
Конечно, конечно… Экономно ведя хозяйство, можно нанять уборщицу. Можно оборудовать детскую площадку. Теоретическая перспектива у такого самоуправления есть. Но только теоретическая.
Граждане совершенно справедливо требуют от государства: сначала капитально отремонтируйте наши дома – потом мы подумаем. Ибо пока что – кругом протекающие крыши, мусор в подъезде, плохая работа слесаря – и (читай выше)… И кому, извините, это нужно – при наших зарплатах брать на себя обслуживание и содержание домов?!
Все заявления о намерении сбросить заботу о жилье на плечи граждан – лишь для теледискуссий «на тему» и для отчётов чиновников вышестоящим начальникам. Пока все эти намётки – лишь мираж, мало что общего имеющий с реалиями. Всем известно: среднестатистический дом за те деньги, что собираются с жильцов, можно содержать лишь на две трети от необходимого. Остальное – проблема.
Ну, наша власть «нашла выход»: оказывается, низки платы за услуги ЖКХ! Побойтесь бога, господа: куда уж выше-то? Год не успел начаться – а рост уже чуть ли не на треть!
Весьма большие «но» встают и на пути самоуправления и самофинансирования и в иной плоскости. Кто, например, станет лидером дома? Легко представить этот неблагодарный труд: бесконечные хлопоты – прокладки, вентили, краска и прочее. Значит, нашему собственному домоуправу надо платить. И достойно. Откуда взять?
А взаимоотношения между управдомом и жильцами! Как, скажем, можно будет воздействовать на разного рода нарушителей, хронических «неплательщиков»? Выселение? Но разве это возможно? Куда выселять? Ведь у большинства российских муниципалитетов вообще нет резервного фонда жилья!
Уверен, что конфликты будут и посерьёзнее. Вот случай для размышления. В пятиэтажном доме нужно было отремонтировать крышу. Квартиросъёмщики, живущие ниже пятого этажа, отказались нести дополнительные расходы: «На нас не каплет».
Повторюсь: наивно предполагать, что кто-то возьмёт на себя тяжёлую ношу управдома просто из любви к дому. Этот человек должен или получать хорошие деньги, или же иметь стимулы – скажем, возможность улучшить свои жилищные условия.
А если обнаружатся строительные огрехи? К кому претензии?
Закон собственности гласит: кому принадлежит дом, тот и должен его содержать, за ним ухаживать. Но ведь пока что основная часть многоэтажек принадлежит не гражданам, а мэриям. Гражданам – лишь квартиры. Вот они только о них и пекутся. Это логично. Да вообще говоря – я повторюсь, – им заботиться о доме и силёнок-то не хватит… И как налаживать такие экономические связи, которые сделали бы жильцов и подрядчиков ЖКХ заинтересованными партнёрами в экономии средств, в снижении затрат, в наведении должного порядка?
Ответа нет…
Содержание собственности – очень непростое дело. Хорошо зная своих сограждан, я считаю: к ней мы должны прийти не от «нищеты», в которой сейчас находимся, а лишь пройдя долгую, тяжёлую социальную школу роста благополучия, понимания и оберегания частной собственности.
Лишь только создавая своё, работая на него, получая от него прибыль, наш человек приучится оберегать общественное. Увы, такого опыта у нас пока нет.
И конечно, ни в коем случае от этих проблем не должно открещиваться государство. А именно это оно и пытается ныне делать…
Так и живём – в грязи, в недоумении. Так, вероятно, и завершать будем свои бренные дни.
…Неужели и мой гроб будут выносить из подъезда, наступая на кошачий кал?
, соб. корр. «ЛГ», УЛЬЯНОВСК