Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 декабря 2020 г.
  4. № 49 (6764) (09.12.2020)
Литература Библиосфера

В тесных улочках памяти

09 декабря 2020

Борис Фабрикант. Крылья напрокат. – СПб.: Алетейя, 2020. – 136 с.

В стихотворениях Бориса Фабриканта тесно переплетены горькое осознание кратковременности земного пути и светлые воспоминания о детстве – счастливом времени, когда всё на свете кажется возможным. Такое соединение двух на первый взгляд противоположных мотивов в едином поэтическом пространстве – органично и естественно:

Мы здесь на время, просто на постое,
В амбарной книге вход-уход, расчёт.
Все наши добродетели – густое
Вишнёвое варенье. Истечёт
За жизнью следом. Остаётся пенка.
Её я помню, сбитую коленку,
На примусе варенье, медный таз,
Идёт суббота, обгорели плечи,
И баба Лиза в кухне теплит свечи
На кирпиче в печи от лишних глаз.

Сборник «Крылья напрокат» – своего рода история души, её путь от момента рождения до возвращения туда, откуда она берёт своё начало, – в вечность. Душа свободна и куда более значительна, чем сам человек. Она не скрывается в чертогах, к которым «труден путь», как в строках Александра Блока. В ней не бродят, словно «в незапертом доме», как в стихах Марины Цветаевой. Борис Фабрикант показывает душу, которая «тепло одета» в человека и «всё застёжку теребит». Люди на земле – лишь постояльцы, а души – вечные обитатели мира, крылатые и беспечные, как дети:

Над городом летали души,
И нас они не замечали.
Они не нам принадлежали,
И мы не им принадлежали.
Они держались за мизинчики
И веселились так счастливо,
Как будто утренние блинчики
Им дали в блюдечке красивом.

Между рождением и смертью, как между пунктами А и Б из школьной задачки, – огромное расстояние. Это дорога жизни, вымощенная кирпичиками незабываемых встреч и ярких событий. Но однажды она обрывается:

Расстаётся с телом душа
И не ходит к нему на могилу.

Человек умирает, а душа будто сбрасывает одежду, высвобождая крылья, чтобы продолжить свой прекрасный полёт. Именно поэтому, как написал в предисловии поэт Владимир Гандельсман, «ни одна вещь книги не заканчивается знаком препинания под названием «точка» – не заканчивается «препинанием», то есть остановкой, которой здесь быть не может».

Одно стихотворение вырастает из другого, как молодой зелёный росток из плодородной почвы, крепнет и набирает силу, словно соединяя прошлое и настоящее:

Было бы окошко между временами, 
Даже небольшое мутное стекло, 
Подышал бы тихо и протёр руками. 
И смотрел бы долго, чтобы повезло.

В поэзии Бориса Фабриканта – множество «следов» произведений мировой литературы. И это не только прямые отсылки к тем или иным текстам («Я вижу сон под зонтиком Лукойе…», «Сбывая мудрость понемногу / За хлеб, вино и серебро, / На площадях и на дорогах / В законе Арлекин с Пьеро», «Вчера опять убита Дездемона, как соучастник ночь ушла босая…»), но и особенности ритмического строя стихотворений. Так, в следующих строках «слышится» музыка античного эпоса:

Сосед обещал напомнить о важном деле,
а ночью умер, напомнив, что мы умираем.
Мы в большинстве, наверное бы, не хотели,
но таем со дня рождения, таем, таем.
Лодка, в которой душа скользит по просторам
земным, временным, по краю судьбы и былого,
не местным небесным местам, по которым
плывём мы за Богом, любовью, мечтою, словом.

Остроты и актуальности книге «Крылья напрокат» придают современные образы – «оттиски» времени, которому принадлежит поэт: «шрам штрих-кода», «Дождик сыпался корпией, / Громкий говор вдали. / Как из принтера копии, / Тени наземь легли».

«Настоящее – ключик от прошлого», – пишет поэт. Прошлое открывается с помощью механизмов памяти и сближается с настоящим, перетекая в будущее, чтобы бесследно исчезнуть:

В тесных улочках памяти
Все давно познакомились,
Ходят в гости заранее
Через годы и смерть.
Мамы с папой, танцующих,
Чтоб надолго запомнились,
Сделал снимок «Любителем»,
Проявить бы суметь.

Осознавая, что на земле нет ничего вечного, поэт мечтает запомниться миру, оставить в нём «хотя бы полсловечка»:

Пора прощаться, но не хочется.
Ведь позабудут имя-отчество.
И никого не убедишь,
Что ты на облачке сидишь.
А это облако далёкое,
И глубина под ним высокая.
Без рыб и плеска, и зверей.
Без блеска дальних фонарей.
Я их запомнил, уходя.
А говорят, тут всё навечно.
А мне хотя бы полсловечка
Спустить по струночке дождя.

И эту мечту поэт и издатели воплощают с помощью современных технологий. На обложке книги присутствует QR-код, который позволяет услышать в авторском прочтении тринадцать стихотворений – по числу разделов сборника. Это попытка запечатлеть себя на «фотоснимке» нынешнего века, чтобы стать его неотъемлемой частью и исчезнуть вместе с ним, стать мифом, легендой, воспоминанием:


В Ионическом море прозрачна вода.
Штиль и призрачный свет, и разлито тепло.
Под покровом воды накопились года,
Древний дагерротип – паспарту под стеклом.
Там подводное царство прошедшей земли,
Волны смыли дворцы и сады замели…


Тэги: Юлия Могулевцева Борис Фабрикант
Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гражданское противостояние

    05.10.2022
  • Золотая моя Москва

    07.09.2022
  • Сорок часов с книгой

    07.09.2022
  • Большой Василий

    17.08.2022
  • Без прошлого нет настоящего

    03.08.2022
  • Хрупкость и бесстрашие жизни

    19 голосов
  • Кто сложит романс XXI века?

    14 голосов
  • Большой Василий

    13 голосов
  • Химический ожог

    13 голосов
  • Все дороги ведут в Морец

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS