Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

В тишине изначальной

01 января 2007

ИСКУССТВО

Ровно тридцать лет прошло с той поры, когда Виталий МИРОНОВ, окончив институт имени Сурикова, вышел в большую жизнь, встал на путь творческого, трудного осмысления действительности, такой путь, когда «покой только снится», когда весь талант, весь «дар бесценный» положен на алтарь любви к чистым краскам родной земли.

Сегодня Виталий Сергеевич, житель подмосковного города Видное, – заслуженный художник РФ, первый заместитель председателя МООСХ, участник многих всероссийских и международных выставок. Свои взгляды на жизнь, свою приверженность традиции он выражает средствами живописи, тонко очерчивая реальность, высвечивая такие её грани, такие трогательные детали, которые подчас и незаметны в повседневности, но отчётливо запечатлены в сердце.
Город Новомосковск Тульской области, где в 1942 году родился В. Миронов, отличался своеобразной архитектурой, жил каким-то своим порядком. Это был город тридцатых годов… Несмотря на все тяготы послевоенной жизни, ребята имели возможность заниматься в кружках в местном Дворце пионеров, где изостудию посещал маленький Виталий. По окончании школы, после службы в армии, юноша поступает в Ярославское художественное училище. Можно себе представить, как поразил его воображение древний русский город Ярославль с его храмами и крепостными стенами, с его неповторимым ландшафтом. Да и само училище располагалось в старинном особняке.
– Мы ездили за 60 километров в Ростов на этюды, – вспоминает художник. – И в Борисоглебск, и в удивительный по красоте Тутаев. Бывало, соберёмся и поедем – зимой, в валенках, полушубках…
В глазах Виталия Сергеевича – молодой задор, он рассказывает о перелесках и овражках, речках и озерцах, где работал когда-то Кустодиев, запечатлевая мгновенное в вечно меняющихся полотнах жизни, а в 60-х он сам и его сокурсники – мальчишки, по сути, – испытывали на пленэрах палитру времени, обретая мастерство.
Большинство педагогов были выпускниками Российской Академии Художеств, славной своими традициями, и многие учащиеся по окончании училища были сориентированы на Ленинград. Миронов по конкурсу не прошёл, хотя сдал лучше многих своих товарищей. А на следующий год, поступив в Суриковский, понял, что всё сложилось так, как надо.
– В течение 25 лет, работая в Союзе художников, я всё больше убеждался, что есть коренные отличия «московской» школы от «ленинградской». У «москвичей» цвет ясный, активный, совсем по-другому эмоционально воздействующий на зрителя, – поясняет Виталий Сергеевич.
Виталий Миронов – художник широкого диапазона, ему одинаково близки и жанровая картина, и натюрморт, и пейзаж. Работы его всегда узнаваемы и привлекают зрителя прежде всего сердечностью и неподдельной искренностью, философией добра. Картина «Тишина», которую он создал в 1991 году, – произведение философское и вместе с тем лирическое не только по замыслу, но и по исполнению. Это тишина изначальная, тишина величественная, тишина очень русская по сути. Звонарь задумчиво смотрит вдаль. Кажется, колокола чуть позанивают сами по себе под тонким дуновением ветра в полукруглых проёмах колокольни. Собирается ли взыграть серебряный звук над раскинувшейся внизу равниной или звонарь молчит, уже закончив свою работу? В лице его – цвет зари, лицо словно пылает, он смотрит в будущее, которое, быть может, сию минуту ему открывается. Шесть колоколов готовы вещать о вечном, а седьмой – стоит на каменном полу, ожидая своего часа. Такова и жизнь человеческая, неподвластная ничьей воле, кроме воли Всевышнего. В левой части картины – два голубя, храм в лучах утреннего солнца и всего-то один колокол. Быть может, таково начало жизни, юность. Центральная часть: три колокола, пейзаж с бесконечной равниной и полоска зари. Это зрелость, понимание полноты жизни. И, наконец, в правой части мы видим два колокола, связанные воедино, далёкую деревню внизу и (главное!) самого звонаря, опирающегося на ограду. Это – подведение итогов жизни, человеческого бытия. Недаром у горизонта, словно белая молния, просияла дорога в поле, уходящая к солнцу.
Ещё в ранних своих произведениях («Отчий дом», «Отечество в опасности», «Агитатор») художник зарекомендовал себя как многоплановый и неоднозначный автор. В своё время его очень много критиковали за тот самый «показ» неприкрытой правды в изображённом. Некоторые работы даже отказывались брать на выставки по идеологическим соображениям. И здесь за него, бывало, вступались известнейшие мастера живописи Сергей и Алексей Ткачёвы. Они же и посоветовали молодому художнику в своё время переселиться в Подольск, где Миронов получил мастерскую и впоследствии возглавил Подольское отделение МООСХ. Здесь же прошла его первая большая персональная выставка в 1980 году. Целый выставочный зал был предоставлен для живописных работ художника. На открытии собрались многие известные мастера, в том числе братья Ткачёвы.
Творчество живописца так или иначе связано с подмосковной землёй. Есть целая серия работ, посвящённых Пушкину. Написаны они, как говорит сам художник, «благодаря духу, что он впитал в Остафьеве». Часть произведений находятся в Остафьевском музее. Среди них «Осень в Остафьеве», «Весна», «Пушкин в Остафьеве», «Пушкин и Вяземский».
– В семи километрах от моего дома расположено Суханово, имение семьи князей Волконских, – рассказывает Виталий Сергеевич. – Частенько я туда наведываюсь, там и пишу.
Сохранить на полотне великолепие старинных усадеб, своеобразной архитектуры, запечатлеть дорогие сердцу места – всё это, несомненно, в традиции русской живописной школы. Подобные уголки провинции сберегают сегодня ту самую изюминку, ту неповторимую красоту, которой славится Россия.
Особое место в творчестве Виталия Миронова занимает древний город Боровск, где он постоянно работает в течение многих лет, где при его участии создана городская картинная галерея. Мы и встретились с ним в августе на выставке, посвящённой 650-летию Боровска, в представительстве администрации Калужской области в Москве.
– Сейчас многое переменилось… Но я стараюсь писать город таким, каким он был в течение долгих веков: величественным и неповторимым, – объясняет художник. – Многие церкви разрушены. Когда пишешь – словно бы восстанавливаешь портрет древнего города. Иногда мне даже приходится вычленять новенькие постройки последнего времени, для воплощения замысла. Ведь ещё живы те люди, которые узнают: да, это церковь Параскевы Пятницы. Для них такие впечатления незабываемы. В процессе творчества происходит оценка исторического порядка – осознаёшь, от чего мы ушли, что потеряли…
Здесь же, на выставке, удалось поговорить с Виталием Сергеевичем о путях развития искусства, о нынешней творческой молодёжи. Несколько лет он преподавал в Строгановке, а сегодня учит живописи студентов факультета дизайна Московского регионального института социально-экономического образования.
«Сегодня Союз художников России, – считает Миронов, – организация, которая продолжает традиции русских художников. Очень важно сохранять тенденции развития, иначе всё разлетится». Сам он учит студентов писать, чувствовать форму, гармонизировать, знакомит их во время музейной практики с высочайшими достижениями русского изобразительного искусства. Произведения многих и многих великанов духа должны быть, наконец, подняты из «запасников» народного сознания и быть высвечены, выставлены во всём своём многообразии на переднем плане «экспозиции новейшего времени».
– А каковы особенности нашей национальной палитры? – задаю вопрос, быть может, слишком прямой.
Но Виталий Сергеевич ничуть не смущается.
– О национальной палитре? Её нужно искать в иконописи. То, что наши предки умели делать, до сих пор потрясает. Это и есть красота. Дионисий, Рублёв – вот палитра! Возьмите, к примеру, цвет. Если уж красный, так красный. Чистый цвет. А мы, современные, что? Как говорил Чапаев, «академиев понакончали»… Мудрствуем в цвете и так, и эдак… А когда цвет сработан вплотную – удивительный эффект получается. Природа – вот что должно нам подсказывать. Лучшего учителя не найти. То, что нам преподнёс Всевышний, это и есть красота. Когда я смотрю на произведения Рублёва, испытываю какое-то физическое удовлетворение, не только на эмоциональном уровне, но чувствую «всем нутром». Смотрите, «Спас Звенигородский» в Третьяковке. На 70 процентов утеряно произведение. Лик остался. Впечатление трудно объяснить словами…
Я заметил это, кстати, у всех больших мастеров. Привезли «Даму с горностаем» Леонардо. Я ощутил тот же эффект – смотришь, словно волна коснулась тебя, воздух волной пошёл и дотронулся до твоего тела. Через века такое воздействие! Каким же образом в эту доску «втиснуто» то, что должно из неё исходить и через два, три, пять столетий?
Ведь и не поспоришь с тем, что учиться надо у природы. Да только себе в ученики она выбирает не всякого. Человек и природа, несомненно, взаимопроникают друг в друга, в том числе и посредством искусства. Вот и сегодня «время нас строит на лирику». А где ещё найти альтернативу грозному городскому страх-арту, когда рушатся стены и падают нравы?
В сентябре в Видном открывается выставка Виталия Миронова, организованная с помощью администрации города. Здесь будут экспонироваться более пятидесяти его работ. Среди них и пейзажи, написанные в двадцать первом веке, впервые увидев которые кто-то из малых сих, наверное, задумается «о времени и о себе», когда утихнут звонкие речи, и в душу прольётся тишина изначальная. 

Елена САПРЫКИНА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS