ЛитературоЕдение
Сегодня день рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Это праздник не только для актёра Сергея Безрукова. Многие люди считают великого поэта своей путеводной звездой, знают его биографию, интересуются пикантными подробностями жизни. У нас тьма-тьмущая специалистов по Пушкину. Разбуди таких среди ночи, и они без запинки скажут, какой размер обуви был у их кумира, как часто он менял перчатки (да и носки тоже), скажут, в каком кармане он носил портмоне (а заодно, сколько в нём было денег), какие блюда предпочитал поэт заказывать в кондитерской на Невском. Не менее хорошо известна знатокам и подноготная всех сестёр Гончаровых. А вот стихи и проза Александра Сергеевича им известны куда как хуже.
Однако в такие памятные дни, как сегодня, тысячи людей вновь и вновь обращаются к его произведениям, к созданному им духовному пространству, где имеется немало ценного помимо Золотой рыбки. Хороший пример тут подают сатирики, которые в поисках творческих импульсов частенько проводят бессонные ночи, склоняясь над пушкинскими томиками. Результаты подобного штудирования классики дают себя знать.
До сего времени критики безуспешно пытаются разгадать тайну «Пиковой дамы» и оперы того же названия. Точнее, кульминационной сцены произведения, когда Германн требует у старой графини открыть ему тайну карточной игры.
Не секрет, что Александр Сергеевич писал только о том, что хорошо знал. С персонажами всех своих произведений гений был знаком лично – начиная от Пугачёва и кончая Золотой рыбкой. Возникает резонный вопрос: с кого он писал старую графиню? Ведь у него не было знакомых женщин такого возраста. Внимательно вчитайтесь в донжуанский список Пушкина – там сплошь тургеневские девушки бальзаковского возраста, вы не увидите ни одной женщины старше восьмидесяти. Остаётся предположить, что здесь зашифрована некая хорошо знакомая ему фигура, чьи вольнолюбивые взгляды поэт боялся выдать властям, поэтому изобразил её в завуалированной форме аристократки с причудами. Судя по тому, что «Пиковая дама» была опубликована при жизни автора, гению удалось обвести вокруг пальца бдительное око царской цензуры. Пушкинисты давно предполагали это. А недавно на чердаке одного из старых домов реставраторами были случайно обнаружены пожелтевшие от времени документы, позволившие установить, что ровесницей графини была няня поэта Арина Родионовна.
Тогда возникает второй вопрос. Что за картёжник явился не запылился к ней на ночь глядя? Не секрет, что казино тогда в Михайловском не было, не квартировал там гвардейский полк. Все мужики, намахавшись за день косами да серпами, спали мертвецким сном, лишь Александр Сергеевич при лучине пахал за письменным столом. Значит, Германн – это не кто иной, как сам Пушкин. Тогда всё становится на свои места. Ночью Германн приходит к графине и просит назвать ему тайну трёх карт. Здесь зашифрована вполне реальная картина: ночью Александр Сергеевич приходит к Арине Родионовне и предлагает: «Выпьем, няня. Где же кружка?» Не карты, а кружка. Вот какая насущная житейская проблема скрывается за вполне невинным на первый взгляд требованием незваного ночного гостя графини утолить его жажду к деньгам...