Перед нами – две поэмы, созданные в 2024 году. Одна из них посвящена жизненному и творческому пути Фёдора Шаляпина, другая отражает период, связанный с судьбой Александра Пушкина и известный как Болдинская осень.
Автор опирается на классическую традицию. Стремясь передать атмосферу времени, о котором пишет, Виктория Новокрещенова уделяет особое внимание поэтическому языку. И в «Фёдоре Шаляпине», и в «Болдинской осени» встречаем слова, погружающие нас в прошлые эпохи: «чаяния», «крыла», «жаждал», «юнец», «мужать» и проч.
Дивлюсь я творческому рвенью,
Когда в затворниках предстал,
Дышу одним лишь вдохновеньем,
Доселе столько не писал!
Устаревшая, книжная лексика придаёт поэмам особый колорит. Встречаем в них и прямые отсылки к ранее написанным литературным произведениям. Так, в строке «Вверяю жизнь и смерть судьбе!» явно угадывается перекличка с известными строками «Евгения Онегина», а строка «В трудах учений путь к высотам» напоминает об оде Ломоносова («Науки юношей питают…»)
Всё это свидетельствует об интересе автора к классической литературе, о её начитанности, погруженности в контекст. И надо сказать, та стилистика, которую выбирает Виктория Новокрещенова, ей очень органична. Даже те фразы и обороты, которые редко встретишь в поэзии сегодня, звучат в обоих поэмах естественно и выглядят оправданно.
Компактные по объёму, поэмы не разделены на главы. Оба произведения – цельные, читаются на одном дыхании. Основной сюжет «разбавлен» лирическими отступлениями, описаниями переживаний, пояснениями, размышлениями, риторическими вопросами (Но можно ль рьяно править лодкой, / Когда нет тяги в парусах?). Благодаря этому произведения обретают лёгкость и живость.
Автор безукоризненно владеет ритмом, чувствует звук. Дополнительной доработки требуют некоторые небрежно созданные рифмы (например, «восторг – доход») и неловкие фразы.
Подводя итог, хочется обозначить преимущества этих поэм. Среди них – выбор автором лиро-эпического жанра, что сегодня не так часто встретишь, следование классической традиции, умение передать дух времени, литературный вкус и чувство стиля.