«Каштанка. Собака. Ру». Мюзикл… Мюзикл? По рассказу А.П. Чехова? Это как? А кто будет играть Каштанку, Гуся Ивана Ивановича, Кота Фёдора Тимофеевича? Те, кто знает театр Марка Розовского не понаслышке, его трепетное отношение к русской классике и в особенности к Антону Павловичу Чехову, перед премьерой наверняка задавали себе вопросы самого разнообразного свойства.
Антон Павлович Чехов написал рассказ в 1888 году. У него в доме всегда находилось много животных, а одно время жил ручной журавль. В 1886 году Л.Н. Толстой опубликовал свою повесть «Холстомер». По выражению известного писателя В. Шкловского, Л. Толстой использовал приём «остранения», когда повествование идёт от имени лошади. На сцене театра Розовского спектакль «История лошади» («Холстомер») с неизменным успехом идёт уже более тридцати лет.
Выдающийся цирковой артист конца 19-го века Владимир Дуров рассказал Чехову историю про одну бездомную собачку, которая стала у него артисткой. Спустя время В. Дуров говорил, что после того, как появился рассказ «Каштанка», он больше не рассказывает о своей собачке потому, что лучше Чехова, добавлял Дуров, об этом не скажешь
Мне не известно, читал ли Чехов повесть Льва Николаевича, но приём «остранения» он использовал в своей «Каштанке».
И вот спектакль. Полный зал, что для театра Розовского привычное дело. Родители с детьми. Это совершенно особая атмосфера, ибо дети не терпят фальши, они сразу чувствуют, где правда, а где ложь. И потому я ощущаю особую тревогу актёров перед началом.
Понеслось! Появляется в небольшом подпитии хозяин Каштанки Лука Александрович. Артист Владимир Давиденко естествен и обаятелен, ибо он знает один из главных приёмов, когда пьяненькому персонажу надо показывать, что он вполне трезв. А вот и Каштанка. Совсем юная актриса, недавняя выпускница актёрского факультета ВГИКа Настя Добрынина с минимальными внешними приспособлениями мгновенно убеждает, что она и есть та самая настоящая Каштанка из рассказа Чехова. Она доверчива, она с живейшей радостью отвечает на малейшее к ней внимание, очень огорчается, когда её обижают, и она искренне не понимает, почему это происходит. Остаётся только поражаться, как молодая и очень симпатичная актриса столь органично и достоверно живёт на сцене, что называется, «в шкуре» Каштанки. Я поймал себя на том, что перестал замечать степень условности, что я полностью доверился актёрам.
В спектакле есть персонаж, который в рассказе Чехова присутствовал лишь в качестве автора. То есть сам Антон Павлович Чехов. И Каштанка, и высокомерный, а иногда обиженный Гусь Иван Иванович, и ленивый, но мудрый и хитрованистый Кот Фёдор Тимофеевич уважительно его называют дядя Антон. Артист Станислав Федорчук обладает не только внешним сходством с великим писателем. У него есть ещё одно замечательное качество. Он не резонёр и не комментатор. Он участник действа. Ко всему прочему он призывает зрителей, в особенности детей, к участию в спектакле. Они это делают охотно и радостно.
И актёры, и режиссёр-постановщик веселятся и озорничают на сцене. Но всё это происходит к радости и удовольствию зрителей. Гусь Иван Иванович, по Чехову, «говорил много и непонятно» (артист Богдан Ханин). Он мечтает сыграть роль Гамлета. На что Кот Фёдор Тимофеевич (артист Никита Сюсюкин) резонно ему отвечает: «Помилуйте, ну какой вы Гамлет? Я вас ещё яичком помню». Фёдор Тимофеевич не отказывает себе в удовольствии рядиться в одежды искусствоведа. На вопрос Хозяина, как Коту показалась антреприза, которую они собираются показать в цирке, Кот Фёдор Тимофеевич глубокомысленно отвечает: «Я просто потрясён. Поздравляю коллектив и вас лично. Актеры цирковые, а играют как во МХАТе. Особенно Гусь, ему веришь до самого последнего «га». Но формы пока нет. А содержание отсутствует». Дело в том, что хозяин, мистер Джордж, содержит в своём бедном пристанище удивительных актёров. Помимо Гуся и Кота у него живёт Свинья Хавронья Ивановна, да ещё он подобрал бедную несчастную Каштанку, которая потеряла своего незадачливого хозяина Луку Александровича. Актриса Николина Калиберда буквально купается в своей роли Хавроньи Ивановны. Она не устаёт повторять, что она лучше всех, произносит это так, что на неё никто не обижается.
Розовский не боится говорить с детьми и их родителями об очень серьёзных вещах. На Гуся Ивана Ивановича во время циркового представления наступает лошадь, и гусь умирает. Драма заключается в том, что мы, зрители, уже не только привыкли, но и полюбили Гуся Ивана Ивановича с его обидчивостью, с его неисполнимой мечтой сыграть… га-га-Гамлета. А всё потому, что на сцене получился образ, характер. Мы успели принять его в своё сердце. Гусь Иван Иванович на прощание поёт:
«Вам сегодня, друзья, не до смеха.
Понимаю, меня вам так жаль.
Я не умер, я просто уехал
В неизвестную чёрную даль».
Марк Розовский в одном из своих интервью сказал: «В жизни хватает безобразий и негодяйства. Сегодня очень важно воззвать к сопереживанию. Потому главный для меня вопрос в искусстве – что человечно и что бесчеловечно. Если не попадает в сердце, я злобно отношусь к такому «искусству».
Он считает, что «Каштанка» – одно из самых нежных произведений в мировой литературе.
История о том, как Каштанка оказалась у циркового артиста, где ей было тепло и сытно, была бы слишком прямолинейна, если бы не финал, когда Каштанка возвращается к своему первому хозяину, пьянчужке столяру Луке Александровичу. Она возвращается домой по своей собачьей воле.
Поэт Яков Полонский писал Чехову: «…только окончание «Каштанки», как мне показалось, носит на себе усталость или торопливость». Розовский ни в коем случае не стремился «улучшать» Чехова. Режиссёр выразил своё мнение чётко и определённо: мы все должны дорожить родным очагом, независимо от уровня комфорта. Сегодня, в наше весьма непростое время, это важная и очень дорогая мысль. И здесь режиссёр предлагает интересное и неожиданное решение. Где-то они раздобыли игрушку под названием «Чижик». Она действует как бумеранг. «Птичку» запускают над сценой, она делает над ней круг и возвращается точно в руки артисту. Каково? Розовский рассказывал, как на одном из спектаклей «птичка» повела себя своенравно. Она облетела зал и села на ладонь актёра. Публика была в полном восторге. Вот это, возможно, и есть символ возвращения домой в любых ситуациях.
Розовский не боится «тормозить» развитие действия, когда на сцене появляется фокусник – Мисс Арабелла (актриса Вера Макарова). Она начинает показывать фокусы, ей помогают дети из зала. Создаётся полное впечатление, что мы оказались в том самом цирке, где скоро увидим антрепризу с нашими главными героями.
Мюзикл потому и называется мюзиклом, что музыкальные номера развивают действие, а не являются лишь иллюстрацией. Максим Дунаевский, выдающийся мелодист, возможно, последний мелодист на музыкальном небосклоне современной России, написал прекрасную музыку, которая стала частью драматургии спектакля. Надо видеть, с каким удовольствием, с какой радостью артисты исполняют песни, стихи для которых написал Марк Розовский.
Сегодня театры сотрясают различные эксперименты, псевдоавангардистские решения, вплоть до хулиганских сценических выходок, куда в первую очередь входит надругательство над классикой. В контексте сказанного я утверждаю, что спектакль «Каштанка. Собака.Ру» в Театре «У Никитских ворот» поистине сенсационный. В нём нет ненормативной лексики, нет «обнажёнки». Там бережное, но в высшей степени уважительное отношение к классическому тексту. Для меня сегодня это сенсация. Я попал на заповедную поляну, где царствовали радость, любовь, сострадание, искреннее уважение к зрителю.
Вячеслав Хотулёв, кинорежиссёр, писатель, драматург