Фильм «Марина Ладынина. От страсти до ненависти» (режиссёр, продюсер и сценарист Галина Григорьева) поразил сразу нескольких сотрудников «ЛГ». Воистину это – ярчайший пример той бульварной теледокументалистики, что расцветает ныне на самом первом из федеральных каналов.
(при информационной помощи и моральной поддержке отдела «Искусство» и «Клуба 12 стульев»)
СТРАСТИ-МОРДАСТИ
Фильм начинается с торжественного, но несколько сомнительного заявления: «5 марта 2003 года к дому на Котельнической набережной подъехала машина «скорой помощи». Зеваки не без интереса наблюдали, как санитары бережно укладывают в машину пожилую женщину. Никто не узнал в ней одну из ярчайших кинозвёзд Советского Союза Марину Ладынину». Хочется спросить: «Создатели фильма были свидетелями этого печального события (то есть теми самыми «не без интереса наблюдавшими зеваками»)? А почему они решили, что другие «зеваки» не узнали Ладынину? Они что, их опрашивали? Да и были ли зеваки?»
Далее одно удивительное заявление следует за другим. Говоря об успешно развивавшейся в начале 30-х театральной карьере, диктор сообщает, что Ладынина играла на сцене МХАТа с самим Немировичем-Данченко!!! Мы не ослышались? Как у читавшего закадровый текст хорошего актёра Александра Клюквина повернулся язык произнести эту глупость про великого режиссёра, он-то знает, что актёром Владимир Иванович никогда не был и соответственно не мог ни с кем играть?
Потом авторам зачем-то понадобилось выдумывать конфликт между звёздными парами: Александрова–Орловой и Пырьева–Ладыниной, в связи с чем они утверждают, что в 1936 году Марина Алексеевна завидовала Орловой, к тому времени получившей Сталинскую премию за фильм «Весёлые ребята». Но по свидетельству дежурного администратора «Клуба ДС» Александра Хорта, автора книги «Любовь Орлова», вышедшей недавно в серии ЖЗЛ, премия была утверждена много позже, её первое присуждение состоялось в марте 1941 года. Любовь Петровна стала лауреаткой за «Цирк» и «Волгу-Волгу». Однако большого повода для зависти у Ладыниной не было – она одновременно тоже стала лауреаткой за «Трактористов».
В интервью «Российской газете» от 16 октября автор фильма Галина Григорьева на вопрос корреспондента: «Не секрет, что телевизионные каналы требуют, чтобы в документальных лентах была определённая доля «желтизны». Как вы выполняете «условия игры»?» – простодушно отвечает: «Мы не можем с этим не считаться – они исходят из своих данных о том, что интересует зрителей, что привлечёт аудиторию». Далее её спрашивают: «Судя по всему, фильм о Ладыниной делался долго и тщательно?» На что продюсер говорит честно: «Да, картину о Марине Ладыниной мы делали два года. За это время сменились три автора-сценариста, но всё что-то не клеилось, фильм получался поверхностным…»
НА ИЗМЕНЕ
Сменив аж трёх сценаристов, «считаясь» с «условиями желтизны», чтобы естественно быть менее «поверхностным», продюсер «идёт вглубь» и берёт на себя смелость утверждать, что в отличие от Ладыниной Орлова прощала своему мужу многочисленные измены, лишь бы сохранить мир в семье. Откуда Галина Григорьева знает про измены Григория Александрова? Назовите источник! Александров боготворил свою жену, относился к ней всегда с удивительным почтением. Но «измены» – больная тема продюсера и режиссёра. Далее утверждается, что Пырьев изменял Ладыниной с двумя выдающимися актрисами. Их фамилии я здесь повторять не буду, дабы не порочить вслед за создателями фильма память женщин, которые слишком дорого заплатили именно за то, что не поддались напору Пырьева. Как можно так грязно клеветать? Потому что за них некому заступиться? И значит, умерших порочить можно?
О творческом пути выдающейся актрисы Ладыниной, о её фильмах говорится именно поверхностно, зато автор с наслаждением цитирует шутку-загадку про одиннадцать лауреатов Сталинской премии в одной постели. Имея в виду многократное лауреатство супружеской пары (Пырьев–Ладынина). И лезет к ним в постель и шурует там под одеялом 60-летней давности. И врёт.
Мой товарищ и коллега Александр Вислов обратил внимание на следующие среди прочих случаи телевранья. Говорится о том, что Ладынина после развода с Пырьевым безуспешно пыталась устроиться в известные московские театры, при этом упоминается главный режиссёр Вахтанговского театра (тогда это был Рубен Симонов), а показывают фотографию его сына Евгения! Говорится о главном режиссёре Театра имени Пушкина Василии Ванине, но если быть не поверхностным, то придётся признать, что в то время он театром уже не руководил, потому что умер ещё в 1951 году. Диктор говорит о похоронах Пырьева, и показываются кадры, в которых гроб несёт Немирович-Данченко (!), который умер на 25 лет раньше Пырьева. А для чего создателям понадобилось включать в фильм подробный рассказ Ивана Дыховичного (соседа Ладыниной по даче) о том, как он, будучи ребёнком, подглядывал за ней, когда пожилая актриса купалась в озере голой. Чтобы подтвердить, эдак по-взрослому улыбнувшись, что у неё, несмотря на преклонный возраст, была хорошая фигура? В контексте желтизны странно смотрелись и Михаил Швыдкой, и Тихон Хренников, и Владимир Зельдин, партнёр Ладыниной по фильмам «Свинарка и пастух» и «Сказание о земле Сибирской» – знали бы они, в какой мутный бульон вранья мелко «покрошат» их рассказы. Друзья и коллеги героини фильма говорили о высоком, но для рейтинга нужна грязь.
ГРЯЗНАЯ ДОЛЯ
Коммерческое телевидение (Первый канал безусловно успешный, многомиллиардный коммерческий проект) делает бизнес на том, что продаёт рекламодателю НАШЕ ВНИМАНИЕ. Чем больше «зевак» любыми способами удастся удержать на своей кнопке, тем выше доля и рейтинг, тем больше денег канал получит за размещение рекламы. Никаких высоких целей нет, они даже не декларируются. Это – бизнес и ничего личного, человеческого, личностного, чистого.
Но кто сказал, что телевидение не может выпускать не только безвредный, но и полезный, а также высокохудожественный продукт? Может, однако на нравственном экономят. «Бабки срубают» на дешёвке, которая развращает, опускает планку, воспитывает дурной вкус. И нет преград. Во Франции, Великобритании, США, Швеции, да всюду, где думают о своём народе, преграды в виде действующих общественных советов или соответствующих законов есть. У нас нет.
Создатели фильма «От страсти до ненависти» победили, обманули всех, они добились высокого рейтинга у малообразованной аудитории, но и те, кто знает подоплёку российского кино, от возмущения тоже досмотрели эту жёлтую халтуру до конца. Браво!
Своё мнение по поводу фильма опубликовал в «Российской газете» бывший руководитель РТР Николай Сванидзе. Замерев в восхищении, приводим его без купюр: «В целом фильм у меня вызвал симпатию прежде всего отсутствием желтизны. Я привык к тому, что подобные фильмы об известных людях, которые ушли из жизни, бьют по нервам. В них много лжи, вытягивания на первый план того, что аморально и заведомо неправда. А тут – мне понравились ранние фотографии Марины Ладыниной. Я их никогда не видел прежде, не знал, что она была так хороша. Понравились и фотографии её отца – видно, в кого Ладынина такая породистая. Так что фильм получился одним словом – приличный».
Николай Карлович, симпатичный, породистый, не лживый и приличный, вы, наш телеисторик, вы тоже считаете, что Немирович хоронил Пырьева? А то, что походя опорочили великую русскую актрису, легендарную исполнительницу роли Фроси Бурлаковой, это не желтизна, не бьёт по нервам, не аморально? Да смотрели ли вы то, что так хвалите?
Марина Ладынина в фильме «Свинарка и пастух»
Иван Пырьев на съёмках «Братьев Карамазовых»