Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

«В Вербье – всегда редко исполняемая музыка»

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

Маленькая, но необычайно красивая высокогорная деревушка Вербье (Швейцария) с населением всего две тысячи человек раскинулась на высоте 1500–3300 метров.  Эта высота стала и символом высокой планки проведения одного из самых элитных музыкальных фестивалей Европы. Два внушительных концертных зала, масса гостеприимных отелей каждый год встречают любителей Мельпомены со всей Европы. Завсегдатаем фестиваля является маэстро Юрий Башмет. Который раз, возвращаясь в Вербье, он находит в этом удивительном месте для себя опять что-то новое. О своих открытиях он там и рассказал корреспонденту «ЛГ».  – Что вас больше всего притягивает в этом замечательном фестивале? Ведь вы сами являетесь руководителем нескольких мероприятий подобного рода…

– У меня – тринадцать фестивалей. Хабаровск, Минск, Сочи, Москва, Эльба, Ярославль… Вот мой друг Мацуев в сё время хвастается, что у него пять, а мне всё время стыдно поправлять, что я руковожу тринадцатью, а точнее, даже четырнадцатью фестивалями (четырнадцатый – Сейшельские острова – только ещё будет). Я не был только на первом фестивале в Вербье, но руководителя фестиваля Мартина Энгстрома, этого фанатичного человека, я знаю очень давно. На моих глазах здесь очень многое произошло. Самое главное, что этот фестиваль звёздный.

– Таких фестивалей немного?

– Любой фестиваль хорош и выживает, когда у него есть собственное лицо. Иногда это само складывается, но здесь, в Вербье (и это невероятно!), много лет встречаются и играют вместе музыканты такого калибра… Если я сейчас, к примеру, позвоню Венгерову и скажу: «Максик, дорогой, давай сыграем вместе». А он: «Ну я сейчас занят…» А в Вербье он будет независимо от меня, и я буду независимо от него. Вот в этом весь фокус!
Ценность ф естиваля в том, что он аккумулирует такие творческие силы в одном месте, в одно время. Благодаря этому фестивалю образуются новые ансамбли, новые контакты.

– Но ведь нужно, наверное, ещё желание и самих знаменитостей…

– Да. Должны быть и финансовые возможности, чтобы делать такую «продукцию». Вот, например, мы впервые на этом фестивале сыграли (а потом записали) фортепианный квартет Брамса в составе:
Марта Аргерих, Гидон Кремер, Миша Майский и я. Все очень разные, все дико заняты, но все пожертвовали чем-то.

– Как выстраивается программа фестиваля?

– Здесь очень разнообразные программы. Я, например, никогда не слышал квинтет Танеева, благодаря этому фестивалю вчера сыграл его. Очень трудное произведение.

– Самый успешный, самый запоминающийся концерт фестиваля…

– Трудно выделить… Я здесь открыл для себя много талантливых музыкантов. Вчера был поразительный концерт – выступал Максим Венгеров. Изумительный концерт, Макс просто герой! С одной стороны – прекрасный скрипач, но мыслит уже по-дирижёрски, серьёзное изучение партитур, другое мышление. Это не просто высказывание сольного инструмент а. Очень мне понравилось!– На фестивале звучит много русской музыки. Публика на концерты съезжается со всей Европы. Что её, на ваш взгляд, больше привлекает: классика или современность? Чайковский или Щедрин?  В Вербье всегда звучит редко исполняемая музыка... И Щедрин, конечно же! Концертные постановки опер. Да. Здесь колоссальная русская диаспора. Но фестиваль не ограничивается только концертами. Проводятся мастер-классы. Ребята из ЦМШ, Санкт-Петербурга, им всего по 16–17 лет!

Представляете, когда совсем детвора (такая хорошая, может, Ростроповичем в дальнейшем будет) сидит в оркестре, а рядом Гергиев, Левайн… У них сейчас феноменальная возможность. У нас тоже она была, когда тот же Ростропович (я вспоминаю наш консерваторский студенческий оркестр) репетировал с нами Шестую Чайковского. Это вообще потрясающее везение.

– У вас, наверное, такой случай не единственный?

– Меня случайно судьба столкнула с Рихтером. Это был 76-й год. Умер один известный настройщик. Никого не было. Позвонили Рихтеру… И мне позвонили: «Вы могли бы чтонибудь грустное сыграть? Сегодня панихида». Я сыграл, вдруг Рихтер выходит… Играет сонату Шуберта, потом подходит ко мне, говорит какие-то замечательные слова. Я просто остолбенел. А потом в конце: «Вы позвоните Нине Львовне (Дорлиак. – Ред.) сегодня вечером». Я позвонил, а она: «Юрочка, берите клавир Шостаковича и приезжайте к нам. Славочка очень хочет с вами сыграть». Это всё везение!.. Мне так повезло!

– Из всех ваших фестивалей, что называется, «на слуху» Сочинский. Каким вы его видите?

– У фестиваля в Сочи уже есть своё лицо. Мы сделали его фестивалем искусств. Разные потрясающие гости приезжают к нам, например Эмир Кустурица. В этом году мы пригласили участников шикарного проекта «Большая опера», организованного телеканалом «Культура». Я знаю, что сейчас «Культура» делает новый проект «Большой балет» с участием молодых и талантливых артистов. Возможно, и они станут участниками фестиваля Сочи-2013…

Беседовала Татьяна ЭСАУЛОВА

Обсудить в группе Telegram

Татьяна Эсаулова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS