Подводная лодка Д-2 «Народоволец», участвовавшая в боях на Балтике во время Великой Отечественной войны, стала памятником героям-подводникам и в 1989 году была установлена на пьедестале в Ленинграде. Сейчас это часть Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Среди тех, кто связал свою судьбу с подводным флотом, – мой дядя, увы, покойный. Он служил на подводной лодке серии «Декабрист» (Д), которая во время войны была первенцем советского подводного кораблестроения. 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде были заложены первые три подводные лодки – «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец».
11 октября 1931 года «Народоволец» вступил в состав флота.
Георгий Петрович Якубчик родился 20 января 1919 года в городе Барановичи, с отличием окончил десять классов средней школы и приехал в Ленинград поступать в военно-морское училище, решив стать морским офицером. Судьба моего дяди как нельзя лучше отражала судьбу его поколения, их надежды, чаяния, стремления. Почти каждый юноша того времени мечтал стать моряком или лётчиком. Он начал службу курсантом Ленинградского военно-морского инженерного училища имени Фрунзе и окончил его уволенным в запас в звании капитана 2 ранга. Во время Великой Отечественной войны мой дядя в составе экипажа подводной лодки Д-2 участвовал в торпедных атаках немецких кораблей на Балтике, а после победного завершения войны, окончив академию, служил на Тихоокеанском флоте в Находке. Два ордена Красной Звезды, орден Красного Знамени, восемь медалей, среди которых медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», – вот награды, полученные Георгием Петровичем за ратный труд.
В Советском Союзе Военно-морской флот ежегодно пополнялся новой техникой. Например, с 1930 по 1939 год в СССР было построено 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей.
Великую Отечественную войну экипаж подводной лодки Д-2 встретил на Балтийском заводе. Подводники делили тяготы блокадной зимы 1941–1942 года с ленинградцами. Свой первый боевой поход под командованием капитана 3 ранга Романа Линденберга лодка совершила с 23 сентября по 4 ноября 1942 года и уже на следующие сутки угодила в противолодочную сеть. Лодка всплыла, но от сети не избавилась. Две ночи (днём погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия при волнении в холодную погоду рубила стальные тросы. Работой руководил капитан-лейтенант С.Н. Богорад (впоследствии командир подводной лодки Щ-310, Герой Советского Союза). Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала и потопила у острова Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен», а через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозившие солдат вермахта. Один из этих паромов – «Дойчланд» – был серьёзно повреждён, погибло более 600 солдат и офицеров. Лодку преследовали противолодочные корабли, в течение четырёх часов на неё было сброшено 48 глубинных бомб, но Д-2 благополучно вернулась в Ленинград, где её встречал сам главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов. Всего на боевом счету лодки – 12 торпедных атак, четыре вражеских транспорта за четыре боевых похода.
Сейчас, когда прошло много лет, трудно восстановить подробности балтийских походов подводной лодки, на которой служил дядя, но я постараюсь вспомнить один из его рассказов о годах военного лихолетья.
– На Балтике, – вспоминал мой дядя, – наши крейсеры и эскадренные миноносцы не вступали в активные бои, поэтому вся тяжесть боевых действий на море легла на торпедные катера и подводные лодки. Мы появлялись там, где нас не ждал противник, считая, что наша лодка не в силах пройти противолодочные сети и минные заграждения. Для немцев наши атаки сначала были неожиданны, а потом начали наводить страх, из-за чего немецкое командование приняло чрезвычайные меры в борьбе с советскими подводными лодками.
Лавируя среди мин и минуя сети, мы всё же подходили к вражеским кораблям для торпедной атаки. Не всегда она заканчивалась поражением судов противника, но психологическое давление мы на немцев оказывали сильное. Они знали, что пощады от наших подводных лодок им не будет и свободно ходить по Балтике мы им не позволим. Успех боевого похода во многом зависел от мастерства и слаженности работы экипажа, умения управлять лодкой в экстремальных условиях. Самым сложным в этих походах было возвращение домой, когда иссякал электрический заряд аккумуляторов, питающих электромоторы, меньше становилось кислорода в отсеках лодки, а подъём на поверхность моря был равносилен самоубийству, так как там постоянно курсировали немецкие противолодочные корабли. Но мы уходили от них и назло врагу возвращались на базу, где нас ждали радость встреч с друзьями и новые рейды к морским коммуникациям противника.