Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    06 апреля 2023 г.
Искусство Культура

В Ярославль, к Опекушину

Академик скульптуры, вышедший из народа, достоин памятника
06 апреля 2023
А.М. Опекушин в своём рабочем кабинете. 1914 г. Фото: Фото из архива автора

Случайно узнав, что в селе Рыбницы Ярославской губернии в нищете доживает свой век когда-то знаменитый, но всеми забытый великий скульптор А.М. Опекушин, ярославский краевед Александр Иванович Скребков решил навестить его.

На стук вышел украшенный сединами высокорослый старик, одетый в заштопанную разными нитками чёрную суконную пару. Длинные волосы зачёсаны назад, крутой лоб, до половины груди серебристая борода.

Узнав цель прихода гостя, еле сдерживая радостные слёзы, старик спросил:

– Разве ещё помнят меня? Неужели не забыли больного человека?

Из тесной прихожей прошли в переднюю: в ней стояли стол и диван грубоватой работы, видимо, какого-то местного столяра-самоучки. За столом – три немолодые женщины – дочери художника.

Никаких признаков, что здесь живёт знаменитый скульптор, автор памятника А.С. Пушкину и многих других художественных произведений, Скребков не заметил.

Вечерело. Горел тусклый огонь. Неторопливо текла беседа…

В 12 лет Александр Опекушин (1838–1923) покинул отчий дом и почти 70 лет прожил в городе на Неве. Здесь он взрослел, приобретал профессиональные навыки и знания. Здесь в 1861 году женился на дочери государственного крестьянина Рязанской губернии Евдокии Ивановне Гуcкиной. 7 февраля 1878 года справил новоселье в собственном доме на Каменноостровском проспекте, 52, а в нескольких десятках метров построил мастерскую, в которой выполнил почти все свои произведения. Среди них памятники поэтам Александру Пушкину в Москве (1880) и Михаилу Лермонтову в Пятигорске (1889), естествоиспытателю Карлу Бэру в Тарту (1886), генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьёву-Амурскому в Хабаровске (1891), сахарозаводчику Ивану Харитоненко в г. Сумы (1899) и многие другие.

Гость с большим вниманием слушал рассказ Опекушина и спешно записывал:

– Курса в Академии художеств я не проходил. Отец хотел, чтобы я был хорошим лепщиком. Поэтому и отдал меня сначала в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а потом на пять лет для изучения орнамента в мастерскую профессора скульптуры Давида Ивановича Иенсена, что на реке Карповке. С орнаментами я покончил в три года и начал копировать кариатиды. Украдкой от учителя в своё свободное время на чердаке лепил человеческие фигуры. Результатом этих «чердачных» занятий стали скульптуры «Велизарий» и «Амур и Психея». За них в 1864 году Академия художеств, где я числился вольноприходящим учеником академика Иенсена, присудила мне звание внеклассного художника. А в 1872 году за статую Петра Первого и бюст рано умершего старшего сына Александра II цесаревича Николая Александровича получил звание академика. Мне была предоставлена мастерская при академии, где я и работал не покладая рук…

Как раз в это время я включился в конкурс проектов памятника Пушкину для Москвы. Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина, много карандашных рисунков. В первых двух конкурсах участвовали известные скульпторы того времени. Сколько зависти было друг к другу. Каждый хотел быть автором памятника Пушкину.

Организаторы приняли решение третьего конкурса не проводить, а устроить соревнование между авторами лучших моделей. Соперником Опекушина стал Пармен Забелло. Победил проект Опекушина. Вскоре скульптор получил заказ на изготовление статуи поэта.

– Радость победы внезапно была оборвана резким изменением отношения ко мне со стороны Академии художеств. Я думаю, что тут большую роль сыграла газета «Голос», напечатавшая статью, содержание которой сводилось примерно к следующему: «Чему учит Академия художеств, когда на пушкинских конкурсах всех академиков заткнул за пояс какой-то крестьянин Опекушин, совсем не учившийся в Академии». Мне приказали в три дня очистить академическую мастерскую, мотивируя тем, что я получил заказ на Пушкина и могу теперь сам позаботиться о мастерской. В мастерской у меня находилась незавершённая глиняная статуя летописца Нестора, над которой я работал около двух лет. Пришлось сломать…

Прежде чем ответить на вопрос Скребкова, что вынудило его с семьёй вернуться на малую родину, Опекушин после некоторого молчания ответил:

– Всегда я любил Волгу… Можно сказать, поневоле уехали мы из Петрограда, вместе вот с ними, – Александр Михайлович показал на сидевших рядом пожилых дочерей. – Но и здесь не сладко живётся. Иногда приходится собирать милостыню. Да ничего это. Дрова ещё колю и ношу в избу сам, а была бы подходящая обстановка – и поработал бы…

Опекушин тяжело вздохнул. Пробежала жизнь. Многое пришлось испытать. Но жизнь нельзя было назвать сплошь чёрной полосой. Она перемежалась большим количеством белых полос. Тяготы осознания, что ты крепостной, и радость получения вольной. Смерть сына-первенца и радость рождения ещё одного сына и трёх дочерей. Смерть в 1889 году жены и минуты радости за детей. В начале 1890-х свадьба сына, уехавшего с женой в Москву, и рождение внуков. Эта радость омрачалась переживанием за дочерей, не нашедших своё семейное счастье: все три были одиноки. Отдохновение и успокоение Александр Михайлович искал и находил в работе. Трудился в мастерской с раннего утра до позднего вечера. Казалось, обеспечил себе безбедную старость: за памятник Александру III возле храма Христа Спасителя в Москве (1912) Опекушину была определена пожизненная пенсия в размере трёх тысяч рублей в год и пожалован чин действительного статского советника. Да и город на Неве стал родным. Но случился 1917 год…

Летом 1918-го был налёт на квартиру скульптора. В 12 часов дня в неё проникли шесть человек под видом обыска. После их ухода исчезли золотые вещи, и оба револьвера папы взяли. Папа ещё после операции не может поправиться, а теперь снова заболел, температура поднялась до 39˚С, ну принял сидры, и жар спал. Теперь лежит на кушетке у плиты на кухне, в спальне лежать нельзя – сырость, льёт со стен, надо топить – но топить немыслимо: дрова 325 р сажень, вот мы и сидим в кухне целый день, а спать мы идём в сырые постели; ну жизнь, не думали никогда этого. А голод, голод с самого раннего утра стучит в дверь; другой раз рад смерти, да не берёт. У папы одна мечта – уехать весною в деревню подышать воздухом, попить молока да хоть картошки поесть вдоволь», – пишет в декабре 1918 года своему племяннику в Рыбницы дочь скульптора Мария.

Информация о бедственном положении семьи ваятеля стала известна работавшему в то время в Наркомпросе А.М. Горькому. Он пишет записку заместителю наркома З.Г. Гринбергу: «Захарий Григорьевич! Опекушин – скульптор, академик, автор многих памятников, умирает с голода. У него есть деньги, они в Госбанке, Луначарский давно уже разрешил взять их, но почему-то до сегодня деньги не выданы. Очень прошу – помогите! Стыдно будет не поддержать старика. Жму руку, М. Горький». Поддержка оказалась действенной. Семье Опекушина был выделен купейный вагон до Ярославля.

И вот Александр Михайлович с дочерьми на своей малой родине. Однако и здесь им пришлось перенести много невзгод. Младший брат Опекушина Константин умер. Его дом занимали вдова с тремя внуками скульптора – детьми сына Владимира, жена которого умерла при родах дочери Лидии.

Вот что писала в 1926 году первому биографу Опекушина А.И. Скребкову (1899–1966) дочь скульптора Мария: «…папа с нами прожил 2 ½ года в Свечкине у своей двоюродной сестры [Анфии], спал он на полу на сеннике, сестра тоже на полу спала, а я и младшая сестра спали на скамейках, все 4 в маленькой комнатке, и из этого-то дома переехали в Рыбницу, где священ[ник] отец Иван предоставил нам дом в бесплатное пользование. В Свечкине, родной деревне, папа вынес множество неприятностей и горя».

Жили впроголодь. Спасибо местным жителям. Жалели старика-скульптора. Приносили хлеб, яйца, овощи… Однако так долго продолжаться не могло. Тем более что ещё до отъезда из Петрограда, в июне 1919 года, Опекушин обращался в Наркомпрос с ходатайством «об оказании содействия к назначению ему ежемесячного пособия». В связи с отъездом скульптора на малую родину бумаги за подписью наркома Луначарского были направлены в Ярославский губисполком: «Настоящим Отдел ИЗО Н.К.П. ввиду крупных заслуг перед искусством престарелого скульптора ОПЕКУШИНА ходатайствует о предоставлении ему в срочном порядке академического пайка и пожизненного пособия – в размере 5000 р. в месяц». Только 15 мая 1922 года Управление делами Центральной комиссии по улучшению быта учёных при Совнаркоме отправит сообщение: «Вам назначена усиленная пенсия с натурализацией академическим пайком, который Вам надлежит получать ежемесячно в гор. Ярославле в Губпродкоме, начиная с апреля с.г., в размере полутора пайка в месяц по установленной норме академического пайка».

Как добирались до Ярославля в зимнее время года дочери, которым приходилось преодолевать расстояние в тридцать пять с лишним километров, остаётся только догадываться… С получением пайка жить стало легче. Теплилась надежда, что всё образуется и семья вернётся в свою петроградскую квартиру.

В предпоследний день зимы 1923 года и пришёл в дом скульптора краевед Скребков...

А 4 марта А.М. Опекушин скончался от воспаления лёгких.

Похоронили Александра Михайловича в тесовом гробу на кладбище возле сельского храма Спаса Нерукотворного образа, где когда-то он был крещён.

Скульптор Елена Пасхина за работой. 2023 г. / архив Е.В. Пасхиной

* * *

В год 100-летия со дня смерти скульптора ярославские деятели культуры обратились к губернатору области М.Я. Евраеву с предложением установить на Ярославской земле памятник А.М. Опекушину. Их поддержал президент Российской академии художеств З.К. Церетели. В июле 2022 года вопрос обсуждался в департаменте культуры Ярославской области. Местом установки памятника выбран Ярославль. Инициатива поддержана и мэрией города. Вопрос находится в стадии решения. Недавно действительный член Академии художеств, дважды лауреат областной премии имени А.М. Опекушина местный скульптор Елена Пасхина представила мэру Ярославля Артёму Молчанову и главному архитектору города Артёму Цымбалову один из эскизов памятника Опекушину, а также высказала предложения по привязке будущего памятника к месту его установки. Эскиз и идея понравились…

Ольга Давыдова

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

«Русский мир открыл мне все свои двери»

29.09.2023

Девять дней, которые потрясли хоровую Россию

25.09.2023

Русская мечта Вячеслава Стародубцева

25.09.2023

Ищем в истории добро

21.09.2023

Доминанта «Арт-Линии»

20.09.2023

«Пятна» на сочинском солнце

15317 голосов

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты