Размышляя о месте и значении СМИ в процессе реформирования, А. Салуцкий (статья «Оптимизм модернизации», «ЛГ», № 31) пришёл, на мой взгляд, к неточным выводам.
Проблем в информационном пространстве страны действительно много. Но то, что крайними у автора стали ТВ и пресса, вызывает по меньшей мере недоумение. Ведь СМИ – это всего лишь зеркало господствующей в стране идеологии. Некоторые из них могут находиться в оппозиции, их право подвергать сомнению решения власти и даже высмеивать их. Это нормальное явление в демократическом обществе. А уж дельная это критика или поклёп – в этом, если потребуется, может разобраться суд. Который, между прочим, вправе обязать СМИ опубликовать опровержение, если закон был нарушен. И так часто бывает.
Утверждение А. Салуцкого, что «критическая чесотка стала повальной заразой», пожалуй, явная натяжка. Да и вряд ли допустит правящая партия победу своих противников на информационном поле. Её, власти, доминирующее положение на этом поле сегодня не подлежит никакому сомнению.
А. Салуцкий упрекает власть в робости, как бы намекая ей на то, что пора бы наконец адекватно ответить на «неумолчный катастрофический вой». Но что это даст? «Оголтелая» пресса немедленно обвинит режим в попытке ограничить свободу слова. Только и всего. Если же здесь автор намекает на необходимость введения цензуры, то это можно сравнить лишь с желанием здорового человека с хорошей потенцией сделать себе кастрацию.
На самом деле власть в стране совсем не робкого десятка. В ком, интересно, можно усмотреть робость? И президент, и премьер смотрят на нас с телеэкрана каждый день и выглядят испытанными, закалёнными бойцами. Говорят правильные речи, делают смелые заявления. Министры под их пристальным взглядом опускают глаза.
Ну а посмотреть на губернаторов!.. Над их имиджем в поте лица трудятся региональные СМИ. Соответственно и рейтингам их ничего не угрожает. Почти все СМИ в регионах, особенно электронные, давно контролируемы местной властью. «Кусачей» прессы в провинции вообще не видно, тиражи редких оппозиционных изданий смехотворны.
Автор этих строк, кстати, является редактором «районки». Года три назад я получил прямое указание от одного из чиновников: «Никакой критики в адрес властей!» Материалы каждого номера газеты предварительно просматриваются представителями администрации – это называется «согласованием». В общем, муха не пролетит! Одни добрые вести с малой родины…
Между прочим, так выживают большинство моих коллег, и никто не рыпается. Потому как безработица. Да и здоровьем приходится дорожить.
А. Салуцкий пишет, что нельзя заставить прессу и ТВ сменить тональность. Заставить легко. Хотя бы потому, что выживание региональных СМИ зависит от бюджетной поддержки.
Но где же всё-таки те демонические СМИ, по вине которых граждане попали «в рабство тотальных критических настроений»? Какие-то радиостанции и мелкие телеканалы, специализирующиеся на развлечениях? Странный вывод. Кто поверит, что зубоскальством и плоскими шутками можно загубить целую отрасль?
Конечно, пошлостей и «свинцовых мерзостей» в СМИ хватает, особенно на телевидении. Телеканалы, в том числе центральные, перегружены «развлекухой». Но как раз это, по моему мнению, и устраивает власть имущих. Ведь чем больше люди погружены в различные шоу, тем меньше у них желания задумываться об окружающей действительности, а тем более углубляться в политику. Электронные СМИ в этом случае выполняют функцию антидепрессанта.
Безусловно, прав А. Салуцкий, когда пишет, что оптимизма в наших людях маловато, да и критический настрой не удаётся сбить никакими ухищрениями. Народ в целом скептически относится ко всему, что провозглашает власть. Это правда. Но виноваты во всём этом отнюдь не СМИ. Они как раз информационную поддержку реформам оказывают основательную. Одна из главных причин апатии – утрата веры в справедливость, неустроенность и повсеместная бедность, а не «катастрофические прогнозы». Мрачным прогнозам люди доверяют не больше, чем оптимистическим заявлениям министра финансов. Здравый смысл в наших людях, к счастью, преобладает.
, ПЕРМСКИЙ КРАЙ