В советское время работники печати, как их тогда называли, имели творческое сообщество – Союз журналистов СССР. Вступить в него мечтал каждый газетчик или сотрудник ТВ и радио. Это было честью.
Увы, сегодня журналистскими удостоверениями подчас торгуют проходимцы, это стало модой. Не один год действует чёрный рынок документов об образовании, медсправок, появились фальшивые сертификаты о вакцинации от ковида. Мошенничество ныне едва ли не основной вид преступной деятельности. Опасность проходимцев, которые, в отличие от грабителей, действуют без оружия и масок, бывает недооценённой. Недавно трагически погиб в Санкт-Петербурге подполковник СОБРа Росгвардии Евгений Захаров – его насмерть сбил автомобилем аферист во время спецоперации. А сколько стариков пострадало из-за квартирных афер! Любая преступная деятельность может дойти до опасной черты. Поэтому не стоит сквозь пальцы смотреть на то, что в Москве и регионах занимаются продажей удостоверений сотрудников СМИ.
Скажем, через «Авито» можно попасть на аккаунт «Журналист» и купить карточку работника СМИ. Есть и аккаунт с наименованием «СМИ»: за 7500 руб. предлагают не только приобрести удостоверение, но и пройти дистанционное обучение «в нашем СМИ «Главное». Мошенники заверяют, что после обучения «вопросы в различных инстанциях/госорганах будут решаться намного эффективнее и быстрее, без пренебрежения и хамства, которые там часто можно встретить». Не очень понятно, о чём это и к чему, но желающие купить корочку журналиста находятся. Хотя всё это не что иное, как преступное деяние – мошенничество (ст. 159 УК РФ).
Я направил запрос в пресс-службу «Авито» с просьбой заблокировать объявления о продаже удостоверений сотрудников СМИ. Вскоре мне ответили, что они удалены. После перепроверки заметил: объявления лишь перенесли в другой раздел. После повторного запроса в «Авито» контент всё-таки убрали, аккаунты заблокировали. Понимают ведь люди, что ходят за гранью закона! Но где гарантия, что объявления вновь не появятся?
На просьбу о комментарии откликнулся зампредседателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий. Он отметил, что даже у некоторых региональных СМИ одна из статей дохода – выдача за деньги удостоверений. Формально они не поддельные, и нелегко установить, что человек его купил, а не заслужил внештатной работой в газете. Но это всё же нечастое явление. Больше всяких фирмочек, которые торгуют явной липой. Мы поднимали вопрос на совещании с участием представителей МВД, все кивали головами. Однако лишь цены на подделку растут. Весной брали 3000–3500 рублей, а сейчас, как мы видели на «Авито», – 7500.
Ещё пять лет назад о продаже пресс-карт сообщали журналисты «LIFE», обнародовав расценку за ксиву сотрудника СМИ в Санкт-Петербурге – 5000 рублей. Почему-то особый спрос на фальшивки выявился в разгар пандемии в мае 2020-го. На сайте телеканала «Вести» даже появилось предостережение о торговле подделками. Отмечалось, что «многие из таких документов могут быть похожи на карту члена Союза журналистов». Но, как отмечали в «Вестях», возможная уголовная ответственность не страшит торгашей и псевдожурналистов.
Прикинуться «рыцарями пера» подчас не прочь некоторые участники несанкционированных митингов. Надевают жилеты с надписью «ПРЕССА», «идут в народ», даже участвуют в потасовках с полицией, дискредитируя журналистское сообщество.
Поскольку дурить людей всё труднее и опаснее, некоторые «фабрики» псевдожурналистов прикрываются заявлениями, что, мол, они оказывают содействие бизнесу, идут на другие уловки. Например, «Журнал международных экспертов NIE Journal» на своём сайте заверяет: «На наше предложение поступает масса запросов от блогеров политического толка, желающих прикрыться удостоверением журналиста на массовых мероприятиях и политических акциях. Таким людям мы не можем помочь и говорим нет». Но тут же представляют стоимость пресс-карты от «NIE Journal». Цена доходит до 25 000 рублей. Эта «правоверная» организация принадлежит супружеской паре Паладьевых: Алёна Паладьева – главный редактор, её муж Олег – эксперт. При этом разворотливость и осторожность у них стоят рядом, а «фабрика» продолжает работать.
Из-за конкуренции в этом сегменте рынка и для своей безопасности некоторые дельцы в виде бонуса предлагают дополнительные услуги: бесплатное размещение в интернет-ресурсах статей заказчика, платное написание статей под его именем по нужной тематике.
Как считает руководитель юридической клиники юридического факультета МГУ им. Ломоносова Максим Дранжевский, сложность привлечения злоумышленников к ответственности в том, что возбуждение и расследование уголовного дела в таких случаях из-за ряда процессуальных затруднений не мотивирует сотрудников полиции ими заниматься. Значит, нужны уточнения в законодательстве и изменения в процессуальном механизме.
Появился и более изощрённый способ попасть в ряды «журналистов». Стоит лишь примкнуть к компании, которая позиционирует себя как СМИ с нужными атрибутами, но не является им фактически. Вот есть интернет-ресурс «Росдержава», зарегистрирован как СМИ в 2014-м. Но его сайт имеет крайне скудное наполнение. Что это за СМИ, если в разделе «Новости» за 7 лет размещено 46 материалов, в разделе «Интервью» – 3, в «Расследовании» – 2? Зато для пущей важности на сайте создан раздел «Партнёры», куда включили телеканалы «Россия24», «НТВ», «РенТВ», «Москва24» и «360». И уважаемые телеканалы этого не замечают.
В свои ряды «Росдержава» принимает бесплатно, однако нужно соблюсти требования, среди которых обязательное «наличие собственного информационного, аудиовизуального канала и (или) блога в интернете» и «знание ФЗ «О полиции». Требуется также опыт работы в СМИ, опыт правозащитной или правоохранительной деятельности.
Из содержания требований складывается впечатление, что в «Росдержаву» могут попасть люди с такой высокой репутацией как у Александра Хинштейна. Однако при ближайшем рассмотрении открывается, судя по всему, более серьёзная проблема, чем просто псевдожурналистика, – проблема интеграции с криминалом. Для чего, например, опыт работы в правоохранительных структурах? А, видимо, с тайной мыслью, что бывшие сотрудники полиции получают информацию от бывших коллег и могут передать её «Росдержаве» по договору об информационном сотрудничестве, в соответствии с которым «корреспондент обязуется безвозмездно оказывать Редакции услуги». Похоже, бесплатное членство не совсем уж и бесплатное. Список граждан, пожелавших иметь документ сотрудника «Росдержавы», ещё 6 сентября был доступен на её сайте в разделе «Наши журналисты». Однако 9 сентября его удалили. Но следы перечня я без особого труда нашёл в сохранённых копиях поисковой системы «Яндекса». Так что, если компетентные органы это заинтересует, подсказываю адрес…
Основатели «Росдержавы» Ян Котелевский и Александр Дорогов, судя по всему, имеют прямое отношение к криминальным историям. В июле 2020-го они были задержаны, о чём сообщил телеканал РБК. Первый – по подозрению в умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества, второй – в вымогательстве. Дорогов шантажировал сотрудника полиции, требуя за неразглашение порочащих его сведений полтора миллиона рублей. С немалой долей вероятности можно предположить, что компромат на полицейского Дорогов получил от кого-то, ранее работавшего в правоохранительной системе. Оба «героя» под стражей, которая не раз продлевалась. В октябре суд вновь продлил им содержание на нарах. Что дальше? Получат ли реальное наказание?
По иронии судьбы юридический адрес «Росдержавы» значится в Москве на улице Матросская Тишина, рядом расположено СИЗО № 1 ФСИН России, носящее одноимённое название. Как говорил герой фильма «Место встречи изменить нельзя», «вор должен сидеть в тюрьме». Географически она близка. А фактически путь преступников сюда нередко долог – из-за несовершенства правоприменительной практики, но прежде всего законодательства, регулирующего механизмы привлечения мошенников к ответственности. Поэтому незаконный бизнес продолжает процветать, растут его масштабы. Проведения совещаний СЖР с участием представителей правоохранительных органов явно недостаточно. Последовательнее и жёстче надо действовать и в отношении других видов мошенничества.
Владимир Лионтер,
член Союза журналистов России, Москва