Полагаю, «веховцы» не обрадовались бы, увидев, как в современной России явочным порядком воцарились столь ненавистные им идолы внешних форм общежития, утилитаризма, консюмеризма – ценой отказа от соборности, душевной отзывчивости и братства «во Христе». И вряд ли обрадовались бы тому, что любезные им духовно-религиозные ценности оттеснены и подменены сугубо коммерческими целями и интересами и что мерилом успеха и достоинства личности стали деньги, ставшие теперь НАШИМ ВСЕМ.
Ещё не построив цивилизованной рыночной экономики, где бы царили обмен и честная конкуренция, наши доморощенные «неолибералы-демократы» принялись возводить РЫНОЧНОЕ ОБЩЕСТВО, на портале которого крупными буквами выведено кредо – всё продаётся и всё покупается. Этим принципом ныне определяется весь уклад и образ нашей жизни.
«ЛГ», № 1
Владимир Иорданский «Во власти безмыслия»
В словесном тумане ещё боявшаяся этого названия буржуазия постепенно начинала вести себя с возрастающей наглостью. Интеллигенцию призывали воспользоваться открывающимися возможностями для своего обогащения. Культ денег решительно теснил «демократические» рассуждения об уважении к личности, которая всё больше, всё основательнее втаптывалась в грязь идущей кругом разрухи и гибла от случайных выстрелов при бандитских налётах. В русском обществе возникли две не существовавшие в Советском Союзе общественные группы – олигархов и бомжей.
И встаёт вопрос: родили ли крикливые ниспровергатели какие-либо новые идеи, способные действительно увлечь народ? Стоит громкий шум, но из него не доносится сколько-нибудь значительных и крупных в историческом масштабе идей. Время безмыслия, увы, продолжается.
«ЛГ», № 6
Михаил Маслин «Тощие духом»
Скажу иначе: любой глобальный кризис Россия переживёт, она не переживёт крушения собственной цивилизации, основу которой составляют не какие-то котировки акций и прочие «экономиксы», а тысячелетние ценности, среди которых помимо философии – отечественная наука, искусство, мудро организованные просвещение и образование. Веховцы решительно отвергли укоренившееся среди интеллигенции представление о примате политики над другими сферами и ценностями, в том числе и противопоставление так называемой интеллигентской правды философской истине.
Что следует отсюда для сегодняшней жизни? Полагаю, что прежде всего понимание острой необходимости перехода к новому пониманию человека и его ценностных представлений. Чтобы избавиться от экономики двух труб – нефтяной и газовой – и стать на путь инновационного развития, потребуется другой человек: не просто сознательный «представитель электората» и «компетентный исполнитель». Нужен человек творческий, гармонично сочетающий свой профессиональный талант с развитым духовным потенциалом.
«ЛГ», № 8
Александр Казин «Идеальная мотивация или «внешний двигатель»
Классического капитализма западного типа в России просто быть не может, потому что капитал работает там, где ему выгодно, а в России реальное производство дорого и неэффективно. Нам противопоказан один лишь спекулятивно-сырьевой рынок. Нужна экономика знаний, изобретений, неожиданных фундаментальных идей. Напомним, это русские, а не американцы с японцами изобрели радио и телевидение.
Чтобы русский человек хорошо (и даже гениально) работал, ему нужна идеальная мотивация. Или уже «внешний двигатель» в лице царя или генсека. Напомним также, что самыми успешными хозяйственными предприятиями на Руси были монастыри. Транссибирская магистраль была построена за десять лет! Что уж говорить о великих стройках социализма.
«ЛГ», № 9–10
Андрей Столяров «Моральный бренд»
Глобальной экономике не требуется и сама Россия. Гораздо эффективнее был бы конгломерат крупных экономических латифундий, специализированных корпораций, напрямую включённых в мировое экономическое пространство. Причём внутри корпорации вполне может поддерживаться декоративная русскость. Как японские служащие поют хором гимн фирме, с которой они заключили долгосрочный контракт, так русские служащие или рабочие могут, если потребуется, иметь национальный дресс-код: ходить в лаптях, с бородами, подпоясанные верёвкой, есть в столовой щи, кашу, пить сбитень (сваренный малайцами из банановой кожуры), участвовать в коллективных молениях по православным обрядам.
Хопёр инвест!.. Воистину инвест!.. В глобальном мире крайности либерализма и патриотизма смыкаются.
«ЛГ», № 12–13
Рубрику ведёт доктор философских наук