Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Валерий ПОПОВ: «Маловато «шила», многовато «мыла»

01 января 2007

ПИСАТЕЛЬ У ДИКТОФОНА

«ЛГ»-ДОСЬЕ:

Родился 8 декабря 1939 года в Казани. С первого класса – в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт и сценарный факультет ВГИКа. Выпустил 32 книги – «Южнее, чем прежде», «Жизнь удалась!», «Праздник ахинеи». «В городе Ю»… Последние – «Третье дыхание», «Горящий рукав», «Комар живёт, пока поёт», «Плясать досмерти» (скоро выходит в АСТ). Премии – «Северная Пальмира», «Золотой Остап», премии журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», премия имени И.П. Белкина, Царскосельская премия, Новая Пушкинская премия.

Награждён орденом Дружбы. Председатель Союза писателей СПб.


– Валерий Георгиевич, самая лучшая ваша вещь, на мой взгляд, – повесть «Третье дыхание». Она трагична и совсем не такая, как, скажем, гротесковые, юмористические – «Жизнь удалась» или «Грибники ходят с ножами». Как вам удалось взять совершенно новый, серьёзный ракурс?

– Был весёлым писателем, стал трагическим: естественный ход жизни. Но в любом случае – это должно быть отточено до совершенства. Задача писателя – учить людей пить страдания не из лужи, а из драгоценного сосуда, называемого литературой.

– Не так давно в серии «ЖЗЛ» вышла ваша книга о Сергее Довлатове. Чем был обусловлен выбор? Почему именно этот писатель?

– Довлатов – друг и соперник. Поэтому писать было очень интересно. И, я бы сказал, азартно. Нет более волнующей темы для писателя, чем успех другого писателя. Но волнение это радостное, а не злое.

– В последнее время вы стали сочинять «женские романы» – «Будни гарема», «Разбойница», «Евангелие от Магдалины». Очевидно, что это отчасти уход в массовую литературу. Не боитесь ради заработка испортить стиль?

– Здесь вкралась ошибка. Женские романы я писал лишь в 90-е годы, когда казалось, что прежняя литература исчезла вообще. Кстати, рад, что благодаря этому побывал женщиной, очень увлекательно. И попробуйте там найти «порчу стиля» – этого нет. Нет и пошлости – любовь и секс вовсе не обязательно связаны с пошлостью, гораздо чаще ненавистная для меня пошлость (нарушение вкуса) лезет из как бы серьёзных и особенно нравоучительных, высокопарных тирад. Вот этого не выношу.

– В одном из интервью вы сказали, что «сейчас поколение воспитывает литературу, то есть, образно говоря, уже не гроб делается под покойника, а покойник под гроб». Что вы имели в виду?

– Боюсь, что перестали писать – и даже читать – искренне, с душой. Кто-то вычисляет, что будет модно в этом году, и все послушно скупают это. Восторги забыты.

– Гротеск, юмор, фантазийное мироощущение – это для вас творческий метод или некая психотерапевтическая практика, позволяющая преодолеть абсурдность существования?

– Гротеск – это мой хлеб и моя судьба, которую я почувствовал очень рано: когда я в школе пытался быть, как все, закурил – и у меня единственного загорелось от искры пальто. Гротеск – самый быстрый способ превратить страдания в творческий успех.

– Как вы оцениваете сегодняшнюю социально-экономическую ситуацию для писателей в нашей стране – как благоприятную или, наоборот, тяжёлую?

– Чем жизнь труднее – тем лучше для писателя. Для обывателя, в чьём теле живёт писатель, невзгоды, конечно, тяжелы. Надо больше быть писателем и меньше – обывателем и никогда не менять «шило» (трагическую судьбу писателя) на обывательское «мыло». Чтобы это прочувствовать – прочтите мой роман «Плясать досмерти» в № 11 журнала «Октябрь». А если вы спрашиваете не про меня, а вообще про нынешнюю писательскую эпоху… маловато «шила», многовато «мыла».

– «Жить на разрыв – нормальное писательское состояние», – опять же цитирую вас. Как пребывать в этом состоянии и не сойти с ума?

– По-моему, с ума сошли как раз те, кто живёт по инерции, не испытывая сильных чувств и ярких мыслей.

– Как думаете, лет через пятьдесят будут читать книги? Если да, то какое направление будет предпочтительнее – реализм или, например, фантастика?

– Реализм всегда щедрее фантастики, которая всё больше делается из штампов, из компьютерных игр. Если всё человечество уйдёт туда, живой жизни не останется.

Беседу вела Анастасия ЕРМАКОВА

– В начале ХХ века критики наперебой говорили, что писатель измельчал. А что можно сказать о нынешнем времени?

– Это так. Мы меньше, но зато нас больше.

– Почему писатели перестали быть «властителями дум»? Можете ли вы представить ситуацию «литература без читателя» и будете ли продолжать писать, если это станет явью?

– Писатели перестали быть властителями дум, потому что стало мало дум. А литературы без читателя уже полно. Она преобладает, потому что книги издают сейчас не для читателя, а для покупателя, и это далеко не одно и то же. А я по-прежнему пишу для читателя, и он будет в том количестве, в котором он у меня есть.

– На какой вопрос вы бы хотели ответить, но я его вам не задала?

– Вопрос: чего бы вы хотели? Ответ: хотел бы суметь написать лучшую свою книгу.

Обсудить в группе Telegram

Валерий Попов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Солнце сломано, солон сон

    22.06.2025
  • Неспешные тянулись облака

    22.06.2025
  • «И горькие наши рассказы из первых получены рук…»

    21.06.2025
  • У моря – (не)погоды

    21.06.2025
  • О степи родной пою

    21.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS