31 августа исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного поэта, фронтовика, участника Ленинградской битвы Леонида Ивановича Хаустова (1920–1980).
...Он не дожил совсем немного до своего 60-летия. Война, как пуля на излёте, достала его спустя 35 лет после Победы. Сказались, наверное, блокадные невзгоды, тяжёлое ранение, полученное помощником комбата 70-й стрелковой дивизии Хаустовым при переправе у Невской Дубровки летом 1942-го. Незавершённым остался сборник избранного этого незаурядного писателя, метко подметившего:
Для написания стихов Большого времени не надо.
Ну, скажем, дней или часов...
И только жизнь потратить надо
Для написания стихов.
И Леонид Хаустов честно потратил на это все отмеренные судьбой годы. Даже военные. Это он, студент довоенного факультета русского языка и литературы, обращаясь к бюсту Данте, который украшал библиотеку Пединститута имени Герцена, произнёс:
Ты здесь, великий флорентиец,
взяв пять веков под пьедестал.
С тобою русский пехотинец
в познанье ада вровень встал.
И Хаустов имел на это право, потому что следующее стихотворение мог написать только участник боя. Такие стихи, как «Оборона», не рождаются «из пробирки»:
Что такое оборона,
Отпечаталось в душе, –
Тот остаток батальона
На последнем рубеже.
И опять по ржи несжатой
Автоматчиков волна,
Связи нет, и у комбата
На лице одна война.
Трогательно писал он и о своих боевых товарищах:
Солдатам
По горящей земле
Вы прошли в полный рост.
Для неё не щадили жизни.
Ваша ратная слава,
Поднявшись до звёзд,
Стала мерой любви к Отчизне.
И сырая земля,
Словно пух, вам мягка,
В жизни всё вы свершили, солдаты.
Вам на мрамор надгробий
Пошли облака
И на вечную бронзу –
Закаты.
На мрамор нерукотворного, в пушкинском смысле этого слова, литературного памятника Леониду Хаустову, уверен, также пошли облака. Именно памятника, а не надгробия. Поскольку поэты с нами, пока востребованы их книги, звучат их стихи.
Так что поэтам-фронтовикам забвение не грозит. Без их произведений не понять, как смог победить наш народ в самой страшной войне за всю известную человеческую историю.
Виктор Кокосов