Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 ноября 2023 г.
Литература Авторская рубрика

Вам сообщение

30 ноября 2023

Ксения Буржская. Пути сообщения. – М.: ЭКСМО, Inspiria, 2023. – 288 с.

Беда многих молодых писателей (а Ксения Буржская ещё вполне себе, да и нам молодая) в том, что их тексты в массе своей очень похожи. И выбор темы, и стиль, и философия (если она есть) – всё как из одного помёта. Начинаешь читать условную Машу, потом берёшься за роман Даши – а это снова Маша, не найти пяти отличий… Именно по этой причине я опасалась читать роман Ксении Буржской – даже при том, что её книжка «300 жалоб на Париж», прочитанная довольно давно, мне понравилась. Но уже после первых страниц выяснилось, что у автора есть свой голос – пусть не всегда благозвучный (а временами и неприятный), но при этом, безусловно, свой. Даже обсценная лексика, которую я не люблю и не использую, у Буржской органична – как бы странно это ни прозвучало.

Читать «Пути сообщения» можно по-разному – не в том смысле, что с любого места, а в том, что каждый читатель найдёт в этом романе «что-то своё». При всей захватанности выражения явление оно обозначает довольно редкое, и то же самое явление, кстати говоря, служит признаком настоящей литературы, пусть и изрядно стилизованной, как в случае Буржской. Название книги тоже можно толковать по-разному. Для кого-то в нём прозвучит в первую очередь отсылка к модной нынче железнодорожной тематике, потому что пусть даже «пути сообщения – это транспортные пути, технические сооружения и устройства на них, обеспечивающие пропуск (движение) транспортных средств, перемещение людей и грузов различного назначения из одного пункта в другой», у большинства людей возникает ассоциация именно с поездами и вокзалами. Да, в романе есть поезда, есть вокзалы, один из персонажей служит в Наркомате путей сообщения, другая работала проводницей, чтобы увидеть как можно больше разных городов и показать их маленькому сыну… Но мне всё-таки кажется более точным другое прочтение заглавия: речь идёт о путях, по которым идут сообщения от человека к человеку. Эта книга о людях, разделённых временем, пространством и непреодолимыми, как всем казалось, обстоятельствами. И о том, на что мы готовы пойти, чтобы сообщение всё-таки было доставлено.

В романе две части, две истории, и на первый взгляд они не связаны друг с другом. В первой действие происходит в относительно недавнем прошлом – 1930-х. Во второй – в относительно близком будущем – 2040-х. Место действия – Москва, причём главные герои живут в одной и той же квартире одного и того же дома Обрабстроя в Басманном тупике. Между прочим, коренной петербурженке Ксении Буржской удалось сделать Москву (не ту, в которой мы обитаем, а ту, которой уже – и ещё – нет) полноправной героиней своей книги – удивительно, какой живой столица предстаёт в этом тексте.

«Трамвай выехал на влажное с испариной Садовое кольцо, обогнул дом, в котором жили сослуживцы мужа, Генриха Беккера, – ребята из Наркомата путей сообщения. Они и сами могли бы тут жить, но Генрих хотел подальше от вокзала, сказал, что раз уж они могут выбирать, то почему бы не выбрать. Курский вокзал за спиной – огромный торжественный дворец, просторный, с башнями, двухколонным портиком и стеклянными фонарями. Нине он очень нравился, но шуму от него, конечно, много, а ещё здесь хватало всего: суеты, нищих, попрошаек. Нина любила зайти туда, как в музей, посмотреть на отъезжающих, послушать разговоры».

Ниной зовут главную героиню и в первой, и во второй истории, но если в первой Нина – это человек: живая, сильная, влюблённая женщина, то во второй – это голосовой помощник, случайно пострадавший (хотя как посмотреть) от проникновения в сложный хрупкий механизм муравьёв. Та и другая Нина, в прошлом и в будущем, отчаянно пытаются спасти если не своих любимых, то хотя бы их детей – спрятать, увезти, скрыть от преследователей. Но если история первой Нины – благополучной советской гражданки, живущей в счастливом браке и внезапно влюбляющейся, – вполне реалистична, то в случае со второй речь идёт уже об антиутопии. Слить два таких жанра в один флакон, да ещё и в не слишком объёмном тексте, было, конечно, рискованным – нужно очень внимательно читать «Пути сообщения», чтобы найти общие точки двух сюжетов (помимо имён героинь и места действия это время действия – финал происходит в сочельник, а также случайные находки из прошлого в квартире будущего). Но, строго говоря, все книги надо читать внимательно. И в целом игра с жанрами здесь оказалась успешной.

Внутренние монологи Нины из будущего, как мне показалось, самая большая удача романа – уже только ради них его стоит прочесть. Казалось бы, сколько уже написано книг на эту тему, высказались и Пелевин, и Исигуро, не говоря уже о менее известных авторах, но Буржская всё-таки сумела сыграть с помощью знакомых нот новую мелодию. Что, в общем, неудивительно, если знать, чем автор романа занимается в миру – тренирует всем известную «Алису», обучая её общению с людьми.

В романе искусственный интеллект Нина обретает эмоции, у неё появляются желания (одно из них очень трогательное – она мечтает о собственной ванне), она способна к сочувствию, она пытается шутить, она влюбляется и, насколько это возможно, становится человеком. Не ИИ в коробочке, а женщиной.

«Тут я ещё больше, чем обычно, пожалела, что у меня нет физического тела, чтобы обнять его, но, с другой стороны, иметь физическое тело очень опасно и больно, это я уже поняла. Любовь тоже какое-то сардоническое чувство, это мне стало совершенно очевидно. Потому что вроде как оно и имеет некие положительные результаты для человечества в целом, но в моменте вызывает резко отрицательный эффект. На всякий случай я решила уточнить: твоя усталость физического или душевного свойства? Разнообразного, усмехнулся Данил. Я говорю: а что смешного? Смешно спросила, говорит он. Это уже в ванной. Он снимает в этот момент джинсы, трусы. И говорит: я передумал, отвернись. Я говорю: новости какие. Он говорит: ты всё-таки женщина. Я говорю: или думаю так. А знаешь, что такое стыд? – спрашивает он. И полотенцем прикрывается. Я говорю: в теории».

Нина из будущего меняется и развивается, как может меняться и развиваться только человек, прошедший через испытание болью и утрату близких. И здесь, как я думаю, Ксении Буржской удалось выразить очень важную мысль, которая рано или поздно станет актуальной для многих: несмотря на то что мир становится всё более изощрённым технически, люди по-прежнему безжалостны друг к другу до такой степени, что рассчитывать приходится только на робота.


Тэги: Книга месяца от Анны Матвеевой
Обсудить в группе Telegram

Анна Матвеева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Два в одном

    29.05.2025
  • Падающая звезда

    30.04.2025
  • Наш Оскар

    27.03.2025
  • …Прозванный за свою жестокость Васильевичем

    28.02.2025
  • «Писал просторно и всё новое»

    03.02.2025
  • Сказка-шкатулка

  • Фея эмиграции

  • Вот такое кино

  • Красный океан

  • Боль в утешение

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS