XVIII фестиваль свободного стиха проходил в апреле и мае в Арсенале Нижегородского кремля. Перед входом в зал в книжной лавке лежали листки с такой «шапкой»: «Министерство культуры Российской Федерации, Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, оргкомитет фестиваля свободного стиха». Далее следовали имена устроителей и участников: Е. Прощин, А. Курицын, П. Арсеньев, Д. Файзов, И. Дацкевич, А. Филатов, О. Грачёва (из её стихов резко и невинным голоском выломились в микрофон такие строки: «С тебя – презервативы, с меня – пиво»), Ю. Орлицкий, Д. Давыдов и неизменный Д. Кузьмин.
Когда я в 17 лет посещала литературное объединение «Данко», у нас было принято считать слово Виктора Кумакшева за слово Бога, мы глядели ему в рот, мы, начинающие поэты, ходили за советом к Мастеру. Теперь эти бравые ребятки, лишённые мастера, за своих наставников принимают дяденек-культуртрегеров, имеющих единственное желание – заработать денег на событии. То, что я услышала в Арсенале Нижегородского кремля, слабо похоже на стихи, но участники так активно провозглашают себя поэтами, что их бутафорские тексты кто-то может и впрямь принять за поэзию.
Общественное ли сознание так существенно исказилось или по извилинам ещё недавних школьников прошлись зомбирующими прививками, но то, что эти ребята читали, свидетельствует о полном отсутствии в них гражданской ответственности за «содеянное», то есть написанное. И дело вовсе не в мате или в особенностях лексики – дело в выборе объекта внимания «поэта». Это не поэзия – это бредовое осмысление себя в себе при отсутствии концентрированной мысли. Цель литературы – вносить в умы разум, а теперь его, разум, «выносят», как покойника, и закапывают. То, что «несут» эти авторы, трудно сопоставить с литературой вообще, не то что классифицировать и дать оценку их произведениям. Удивительно, что к молодой аудитории присоединяются и люди зрелого возраста, – это шокирует не меньше, чем абсурд, названный «стихами», да ещё и верлибром.
Я, кстати, не думаю, что коллективный разум настолько повредился, чтобы люди вдруг перестали соображать, что они пишут, говорят и делают. Но беда в том, что молодые, страждущие стать поэтами и получить славу, получают сразу славу, ещё не став поэтами. А зрители составляют мнение о том, что современной поэзии не существует вовсе, раз этим едва научившимся владеть языком юнцам сразу дали всё, лишив их перспективы роста. Почти детям разрешили говорить, что на ум взбредёт, а они приняли это за должное. Арсенал Кремля «взяли» варвары.
, НИЖНИЙ НОВГОРОД
P.S. Интересно, Министерство культуры вообще в курсе, в чём… так и хочется сказать – вымазали его?