18 марта Международный конкурс им. П.И. Чайковского отметил свой полувековой юбилей. Появившись в эпоху «оттепели», он на протяжении 50 лет не только открывал миру лучшие таланты советской и российской исполнительской школы, но и давал старт яркой карьере многих зарубежных исполнителей. В составе жюри этого музыкального соревнования в разные годы были лучшие музыканты XX века: Святослав Рихтер, Мария Каллас, Мстислав Ростропович, Тихон Хренников, Арам Хачатурян, Ирина Архипова, Надя Буланже, Кшиштоф Пендерецкий, Рената Тебальди, Тито Гобби... Одним из первых 50-летний юбилей главного конкурса страны отметил телеканал «Культура». В его эфире прошёл цикл концертных программ, где собраны выступления «золотых» лауреатов, а 18 марта состоялась премьера нового документального фильма «Золотой юбилей».
Одной из культовых фигур конкурса стал американский пианист Ван Клиберн, чья победа принесла ему небывалую славу. Специально для «ЛГ» журналисты телеканала «Культура» подготовили эксклюзивное интервью с Ваном Клиберном, в котором он рассказывает о своём отношении к русской культуре, размышляет о своей победе на конкурсе и даёт оценку современной музыкальной жизни.
– Когда началось ваше знакомство с русской культурой?
– Ещё до моего приезда на конкурс я был влюблён в вашу страну. С детства я очень много слышал о России как о каком-то прекрасном месте на земле. Мои родители брали меня часто на концерты, и уже тогда я слышал выступления нескольких русских музыкантов, которые меня очень впечатлили. Мне рассказывали о выдающихся исполнителях из этой страны, я знал о великих Московской и Петербургской консерваториях и том, что происходило в музыкальной жизни ваших столиц. Поэтому перед приездом в Россию я уже имел представление о ней.
– После вашего выступления многие говорили, что вы играли так, как будто у вас какие-то особенные отношения с Богом.
– Нужно очень хорошо понимать, что такое классическая музыка. В её звучании заложены не только чисто музыкальные смыслы, но и общечеловеческие ценности, которые понятны всем людям независимо от того, когда они жили и в какой стране. Те, кто глубоко погружён в это искусство и его изучает, приходят к осознанию того, что в нём заключён весь духовный опыт человечества. Когда ты приобщаешься к этому, то начинаешь понимать, какое это огромное явление и насколько оно больше тебя самого. Оно полностью захватывает – твоё сознание, твоё сердце, оно даёт возможность видеть мир по-иному. В этом общении с великим искусством начинаешь постигать эволюцию человеческого мира, и это чувство можно назвать откровением. Когда имеешь дело с тем, что объемлет всё вокруг тебя и даже тебя самого, то это необычайно вдохновляет и даёт силы, чтобы поделиться этим с другими.
– Какие ещё моменты в вашей жизни, кроме победы на конкурсе имени Чайковского, были столь же яркими и запоминающимися?
– Я не могу не выразить своей глубокой признательности президенту Владимиру Путину за тот восхитительный подарок, который он мне вручил в сентябре 2004 года – орден Дружбы. Название ордена очень точно отражает моё отношение ко всем вам, к России. Я навсегда, навсегда, «до конца жизни» (говорит по-русски) буду вашим другом.
Меня очень тронуло то, что мой президент Джордж Буш и первая леди выразили признательность господину Путину за эту великую честь, которую он мне оказал. Они, в свою очередь, высказали своё глубокое почтение русскому искусству, музыке и литературе.
– Что в современной жизни вас больше всего впечатляет?
– Для меня более всего важно то, что в современном мире люди более осознанно подходят к музыкальному искусству. Они видят и открывают в нём возможности для саморазвития. Музыкальный язык, с одной стороны, как будто невидим, он существует лишь в нашем сознании, но, с другой стороны, он реален для нас. Композиторы мыслят на нём, высказывают свои идеи, а мы понимаем их, чувствуем его эмоции. И в этом смысле музыка занимает в нашем восприятии такое же место, как и математика.
Когда маленький ребёнок вступает в контакт с музыкальным искусством, обучается его языку, то его восприятие мира начинает изменяться, он по-другому ощущает себя. Это даже происходит на уровне психофизиологии – устанавливается взаимосвязь между обоими полушариями мозга. Музыкальная наука способствует воспитанию многих качеств в человеке – концентрации, способностей к архитектуре, арифметике, математике. Она учит видеть какие-то самые характерные человеческие черты, особенности. Я думаю, что классическая музыка обеспечивает в нашем сознании взаимосвязь между всеми элементами мира, тем самым создавая гармонию и красоту. А это так важно в нашей повседневной жизни!
– Что вы думаете о современном поколении пианистов? Они больше не романтики?
– Для меня всегда очень трогательно, когда я слышу игру молодых пианистов. И мне кажется, что нашему миру очень повезло, ведь столько талантливых исполнителей сейчас выступают и дарят нам своё искусство. Я уверен, что когда приеду в Россию, то услышу там очень много прекрасных музыкантов.
Никогда не забуду, как в 1958 году во время моего пребывания в России министр культуры Екатерина Фурцева отвела меня в ЦМШ. И я увидел, как девочка лет одиннадцати исполняла Шопена. Это одно из труднейших сочинений, написанных польским композитором, и она его играла блестяще, вдохновенно и очень убедительно. Я не мог в это поверить.
Мне кажется, что человеческое сердце никогда не изменится. Чувства, эмоции, ощущение жизни – всё это будет существовать всегда! И музыка способна передать все эти сущности человека. Вот поэтому я верю в классическую музыку и в современных исполнителей. Никогда техника не будет господствовать над духовным содержанием, потому что именно оно способно отражать нас самих. Искусство великих композиторов, таких как Чайковский, Рахманинов, Шопен, будет жить вечно, и их сочинения будут играть и сто, и двести, и триста лет после нас.
– Как вы думаете, какое значение в истории XX века приобрёл конкурс имени Чайковского?
– Для меня всегда очень увлекательно всматриваться в прошлое, находить там какие-то интересные закономерности. Прошлый век стал настоящим переворотом во многих направлениях человеческой деятельности. На первое место вышла наука, открытия в химии, физике, математике, развитие различных технологий. У людей появилась возможность путешествовать, ускорился сам темп жизни. Благодаря быстроходным судам, самолётам, развитию железнодорожного транспорта мир стал ближе и доступнее. И в этом наплыве информации и новых знаний культура начинала постепенно уходить на второй план. И этот процесс замечали многие очень известные деятели культуры. И поэтому мне кажется, что такие великие музыканты, как Рихтер, Шостакович, Флиер, Хачатурян, хотели сохранить значение русской культуры, уберечь классическую музыку от этого. Может быть, они это и не проговаривали вслух, но мне кажется, что это было главной их целью – сохранить красоту в нашей жизни. И неслучайно они дали этому конкурсу имя композитора, чья музыка любима и известна во всём мире!
Беседовали