Благодаря громким театральным премьерам, крупным фестивалям и масштабным музейным проектам Нижний занял особое место на культурной карте страны. Рассказываем, какие выставки нужно обязательно увидеть этим летом в столице Приволжья.
Погрузиться в мир русских сказок
Как выглядят персонажи русских народных сказок, мы знаем с малых лет по иллюстрациям к детским книгам. Вспомним, к примеру, «Ковер-самолет», «Ивана Царевича на сером волке» Виктора Васнецова, «Илью Муромца и Соловья-разбойника» Ивана Билибина. Теперь появилась возможность снова встретиться с любимыми героями и, возможно, открыть их по-новому. В здании Нижегородского художественного музея (НГХМ) в Кремле до 13 августа проходит выставка «Художник и сказка».
Представлено более 120 произведений русских художников, объединенных темой сказки и былин. Живопись и графику дополняют театральные костюмы, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства и мелкой фарфоровой пластики. Шедевры для проекта предоставили Государственный Русский музей, Третьяковская галерея, Музей музыки и НГХМ. Выставка открылась в рамках национального проекта «Культура».
Пожалуй, главный отечественный художник-сказочник Виктор Васнецов показан во всем богатстве красок и тем: «Ковер-самолет» из собрания НГХМ дополняют «Витязь на распутье» и «Баян» из собрания Русского музея, «Иван-царевич на Сером Волке», «Снегурочка» и «Царевна-лягушка» из собрания Третьяковки.
Почти сотня экспонатов – из собрания Русского музея, в таком составе они раньше никогда не выставлялись. В нижегородский музей также привезли большое полотно Михаила Врубеля «Тридцать три богатыря», графические листы известного иллюстратора русских сказок Ивана Билибина и полотна Николая Рериха на тему русских былин.
Хочется особо выделить работу Рериха «Единоборство Мстислава с Редедей». Мастер обратился к сюжету русской летописи, когда князь Мстислав Владимирович одолел в поединке предводителя племени касогов Редедю, решив судьбу Родины в тяжелый для нее час. Символично, что в 1943 году, когда картина была создана, произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
На выставке также представлена картина Ильи Репина «Садко». Несмотря на сказочный сюжет, и в этой работе он остается художником-реалистом: для максимальной достоверности Репин штудировал атласы подводного мира, делал зарисовки морских обитателей, изучал особенности цвета морской воды в аквариуме Берлина. Интересно, что для создания образа Садко Репину позировал художник Васнецов.
Выставка «Художник и сказка», без сомнений, стала этим летом главной в столице Приволжья.
«Зрители могут увидеть, что художники в разное время обращались к сказкам, по-разному их интерпретировали в своем творчестве и, собственно, в этом и заключается смысл этой выставки. Сказка – это не просто сказка и буквальная к ней иллюстрация. Прежде всего сказка – это возможность метафорически выразить что-то о жизни, о себе, о проблемах. Как например, работа Васнецова «Витязь на распутье» – одна из самых ярких метафор. И такого на этой выставке немало, когда художники иносказательно высказывались о своём времени, используя мотивы сказки», – заявила куратор выставки, заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
Познакомиться с мастерами нижегородских промыслов
Не спешим покидать Нижегородский кремль. В Манеже до 17 сентября проходит выставка «Кустарь – Художник: от промысла к народному искусству». Около 300 экспонатов рассказывают удивительную историю возникновения и развития ремесел и промыслов от XVII века до наших дней. Ведь Нижегородская земля – родина многих шедевров, от знаменитых на весь мир хохломы и городецкой росписи до глухой резьбы, балахнинских изразцов и кружев.
«Выставка призвана показать историю развития и становления наших предков, передать эту народную память. Она буквально пошагово показывает, что пережили наши прапрабабушки и прапрадедушки, как они работали и как решали проблемы своего существования, как бережно хранили и передавали свои знания, умения и навыки будущим поколениям. В Год педагога и наставника эта выставка особенно актуальна. Уверен, что экспозиция вызовет большой интерес у нижегородцев и гостей города, позволит им познакомиться со всем разнообразием народного художественного искусства, проникнуться историей развития промыслов», – отметил генеральный директор Нижегородского музея-заповедника Юрий Филиппов.
Удивляет, насколько богата фантазия человека: утилитарные предметы со временем стали произведением народного искусства. На выставке представлено множество материалов и ремесел, среди них – ажурная варнавинская кость, пряничный промысел, семеновские матрешки, чернолощеная керамика, золотное шитье. У каждого предмета своя история.
Как, к примеру, сохранить семейные ценности? Повесить на шкатулку надежный замок. Как раз такие делал Яков Балагуров из Лыскова. Он стал первым умельцем, создавшим замок с секретом по примеру работ шведских мастеров. Название так и закрепилось по его фамилии. Считалось, что балагуровский замок невозможно было взломать. Так это же то, что нужно во время многолюдной Макарьевской ярмарки! На выставке также можно увидеть замочки-«мухи» размером не больше сантиметра.
Желаете ощутить себя в роли мастера, попробовать научиться прясть, изучить этапы изготовления казаковской филиграни и ложек? Добро пожаловать! По заявкам здесь также проводят мастер-классы по валянию валенка, созданию тряпичной куклы, глиняной свистульки и городецкой росписи. Атмосферой крестьянского быта и жизнью кустаря-художника помогают проникнуться интерактивные стенды.
Проект реализуется Нижегородским музеем-заповедником совместно с Российским этнографическим музеем, Балахнинским музейным историко-художественным комплексом и центром традиционной культуры «Константиново поле».
Открыть для себя другие грани русского авангарда
А теперь можно отправляться на Стрелку – удивительное место, где встречаются Ока и Волга – и познакомиться с историей возрождения Пакгаузов. Металлические конструкции в XIX веке были каркасом павильона Всероссийской промышленно-художественной выставки, в XX веке стали в порту основой для складов – пакгаузов, а в 2022 году внутри «стальных кружев» открылись концертный зал и галерея. Новый культурный центр уже получил множество престижных наград как лучшее креативное пространство России, за необычные архитектурные решения и сохранение наследия.
В выставочном Пакгаузе до 20 августа можно познакомиться с масштабным проектом «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала». В его основе – произведения выдающихся художников: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой и многих других. Представлены более 200 работ 80 художников – не упустите возможность увидеть в одном месте шедевры авангарда в таком богатстве и многообразии!
«Мы признательны каждому партнеру этого уникального проекта. Особенно хотим подчеркнуть роль соорганизатора – Екатеринбургского музея изобразительных искусств, который разработал глубокую научную концепцию и общее экспозиционное решение выставки. Нижегородский государственный художественный музей же выступил продюсером этой масштабной и смелой идеи – познакомить не только нижегородцев, но и жителей европейской части России с сокровищами русского авангарда и в невероятном выставочном пространстве Пакгаузов», – рассказал генеральный директор НГХМ Роман Жукарин.
В проекте принимают участие 6 уральских музеев и одно частное собрание, поделившиеся редкими сокровищами. К примеру, с экспрессионизмом знакомит шедевр Василия Кандинского «Импровизация №217. Серый овал». «Супрематизм» Казимира Малевича говорит сам за себя, здесь же бубнововалетцы – Петр Кончаловский, Александр Куприн, Роберт Фальк. Всех и не перечислить!
«Отдельная тема – творчество четырех художников, которые являются своеобразными «эндемиками» для уральских коллекций – Павла Голубятникова, Николая Русакова, Петра Субботина-Пермяка и Василия Денисова, которых сложно поставить в один ряд с художниками авангарда, но они и не вписываются в основной контекст художественной жизни страны. Их работы очень редко встречаются за пределами уральских собраний, ещё и этим интересна столь масштабная выставка», – сообщил директор ЕМИИ Никита Корытин.
Данная экспозиция – это множество направлений, поиск индивидуального языка, яркие краски и эпатаж, отражение переломов в истории страны. Переходя от работы к работе, открываешь для себя новые, малоизвестные грани русского авангарда. Пожалуй, на Стрелке надо побыть подольше, чтобы успеть поймать в зеркальных конструкциях Пакгаузов лучи уходящего солнца, увидеть, как закат ложится на стены древнего Кремля и почувствовать, что в Нижний Новгород хочется вернуться вновь.
Майя Зарубина