На протяжении без малого двух месяцев в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу была развёрнута большая экспозиция, приуроченная к 125-летию со дня рождения Василия Алексеевича Ватагина (1884–1969). Имя это в наши дни, можно сказать, незаслуженно забыто, и выставка вызвала резонанс куда меньший, чем другие мемориальные проекты галереи. Между тем скульптор и график, живописец и педагог Ватагин вошёл в историю искусств как основоположник современной русской анималистики. Рассказать о нём, а также о некоторых особенностях прошедшей выставки мы попросили одного из её инициаторов Людмилу МАРЦ, заведующего отделом скульптуры ХХ – начала ХХI века Государственной Третьяковской галереи, члена-корреспондента Российской академии художеств.
– Людмила Викторовна, задумывая выставочный проект, в чём вы видели свою особенную задачу, кроме той, что Третьяковская галерея, естественно, хотела отметить юбилей замечательного художника?
– Ещё при жизни Василий Ватагин удостоился официального признания и занял, казалось бы, вполне определённое место в отечественном искусстве. Нам же хотелось вывести его имя из привычного круга представлений и попытаться рассмотреть личность и творчество художника в социально-культурном контексте минувшего века. Прошедшие со дня рождения 125 лет – та историческая дистанция, которая и позволяет это сделать. Мы думаем, что современники не осознавали и не могли осознать масштаб его личности. Они видели в нём замечательного художника, бесконечно скромного человека, всю жизнь посвятившего изображению животных – искусству, по довольно устойчивому мнению, менее значительному, чем другие жанры. Лишь сейчас становится ясно, что мировоззрение Ватагина, обретённое им в годы угасания в обществе интереса к живой природе, и в частности к животным, по существу, было нравственно-этическим и эстетическим открытием для ХХ века. Оно задолго предвосхитило движение по сохранению природы, глобальные проблемы экологии, захватившие человечество лишь к концу столетия. То, что нам удалось обозначить эту тему, стало ясно не только на выставке, но и на сопутствовавшей ей Международной конференции, привлёкшей очень широкий круг участников.
– Ретроспектива на Крымском Валу включала в себя произведения мастера только из фондов ГТГ?
– Не только. Вообще юбилейный проект объединил в себе две одновременно проводимые выставки В.А. Ватагина: в Третьяковской галерее и Дарвиновском музее. Мы представили скульптурные произведения разных лет из своих фондов, Тарусской картинной галереи и коллекции семьи художника, а также живописные работы 1930–1950-х годов из фондов Дарвиновского музея. До сих пор они были неизвестны зрителям и явились открытием. Монументальная ясность ватагинского языка присуща и его живописи, и крупномасштабной графике. Мы специально хотели соединить и показать великолепную скульптуру Ватагина (из наших фондов) в едином пространстве экспозиции с его живописными и графическими работами, выполненными им для Дарвиновского музея. К открытию выставки был издан каталог, содержащий статьи, посвящённые жизни и творчеству мастера, династии художников Ватагиных, написанные ведущими специалистами ГТГ. Тексты сопровождаются ранее не публиковавшимися фотографиями из архива семьи художника, подробной летописью его жизни и полным справочно-библиографическим аппаратом.
– Расскажите, что ещё включал в себя этот проект?
– Параллельно с выставкой мы серьёзно подошли к подготовке и проведению вышеупомянутой научной конференции, которая привлекла не только историков искусства и художников, но и широкий круг специалистов из художественных и естественно-научных музеев, преподавателей вузов и школ. Она проводилась совместно Третьяковской галереей и Дарвиновским музеем. Кроме того, завершали выставку ещё два важных проекта. Музейно-педагогический семинар «Принципы показа анималистики в музейно-образовательном пространстве», а также образовательная викторина «В мир зверей с Василием Ватагиным», пробудившая в наших зрителях самых разных возрастов живой интерес к творчеству художника.
– Значит, эта выставка оказалась востребованной многими? Можно ли «навскидку» сказать, сколько людей её посетили?
– За два месяца у нас на Крымском Валу на выставку Василия Алексеевича Ватагина пришло более 20 тысяч зрителей. Научные сотрудники подготовили специальные авторские экскурсии, интерактивные программы и «уроки анималистического рисунка» в пространстве экспозиции, что помогало юным художникам на собственном опыте постичь азы и основы ватагинского метода работы с натуры. В книге отзывов постоянным рефреном звучит, что выставка несёт большой позитивный заряд любви и добра.
– Что же, на ваш взгляд, явилось главной удачей выставки?
– Нам очень хотелось, чтобы нынешняя юбилейная выставка произведений Василия Алексеевича Ватагина была живая и тёплая, открытая для широкого зрителя. Это – наш долг перед памятью светлого Человека, большого Художника и Мыслителя. Последняя экспозиция работ В.А. Ватагина, показанная в Третьяковской галерее в 1984 году, была приурочена к его столетию. Минувшие четверть века стали для искусства временем разительных перемен. С 1980-х годов осознание самоценности животных в анималистике играло всё меньшую роль. Нарастает тенденция наделения животных метафорическим смыслом, достигшая своего апогея в 1990-е годы, особенно в различных проявлениях постмодернизма, нещадно эксплуатирующего их образы вне всякой связи с природной сущностью. Похоже, времена меняются. Недавно создан Союз художников-анималистов России. Мы надеемся, что именно сейчас негромкий, спокойный голос Ватагина, твёрдо и убеждённо говорящий о ценности культурной традиции перед лицом нигилизма, прозвучит очень своевременно и будет услышан.
Встреча с его произведениями у одних пробудит воспоминания и «чувства добрые», для иных будет открытием искусства необыкновенного, «пленённого красотой живого мира».
Беседу вёл