125-летие великого композитора – повод вспомнить о Донбассе
Пять лет назад местные власти решили назвать новый аэропорт, модернизированный к Евро-2012, именем своего земляка. Тогда широкой аудитории напомнили, что композитор Прокофьев – уроженец села Красное Красноармейского района Донецкой области. Мотив властей понятен. Прокофьев – с одной стороны, конвертируемая фигура, узнаваемая в Европе, с другой – близок по духу дончанам, настроенным в большинстве своём просоветски. Присвоение имени Прокофьева было и политическим жестом, символом пророссийской ориентации. Что бы ни говорили сейчас о «регионалах», они позволяли себе (иногда искренне, иногда спекулятивно) нарушать «свидомый» украинский канон.
Суперсовременный аэропорт с новым терминалом и взлётной полосой стоил почти миллиард долларов, просуществовал два года, а потом началась война. В статистике потерь – тысячи убитых и раненых. И теперь со всем этим ужасом связан прочной ассоциацией Сергей Сергеевич Прокофьев.
На фоне конфликта Донбасса и Украины великий композитор воспринимается «ватником», хотя на большинстве известных фотографий и картин предстаёт франтом. На хрестоматийном портрете 1934 года Сергей Сергеевич тоже щёголь, сидит вальяжно в плетёном кресле. Автор картины, земляк Прокофьева, выдающийся художник Пётр Кончаловский – ещё один «ватник», уроженец Славянска. Так что корни наших знаменитостей, Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова, – в том самом Славянске, где в 2014 году ополченцы Стрелкова четыре месяца держали оборону.
Теперь и Красноармейский район, и Славянск находятся под властью Украины. Часть русского Донбасса превратилась в плацдарм «АТО», где сосредоточены военная техника и карательные батальоны. Трудно поверить, что там станут отмечать 125-летие лауреата одной Ленинской и шести Сталинских премий С. Прокофьева.
Будет справедливо, если у нас на юбилейных торжествах вспомнят гениального русского композитора ещё и в актуальном историческом контексте – героического сопротивления Донбасса.