Как мы уже говорили, Арбат с его окрестностями – особое для столицы место, своеобразная «Москва в Москве» с её отдельной историей, традициями, со своим ландшафтом. И десятки арбатских домов хранят память о знаменитых отечественных военачальниках, писателях, художниках, музыкантах.
Когда-то близ Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора, и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным. Потом, правда, он несколько раз переименовывался: то в Ермолов, то в Плещеев (по фамилиям домовладельцев), то в Покровский (по церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Лёвшине), а в советские годы он и вовсе стал улицей Веснина – в память о жившем здесь зодчем Леониде Веснине, одном из авторов проектов ДК ЗИЛ, универмага Мосторга на Красной Пресне и др.
Историческое название вернулось в 1994 году. И теперь вновь иногда вспоминают давнюю здешнюю примету: «Пройдёшь Денежный переулок от начала и до конца – станешь богаче».
Весьма отрадно, что тут сохранился целый ряд интересных в архитектурном отношении построек. К примеру, под № 3, стр. 1 и 2.
Участок этот ещё с 1770 года находился во владении дворянской семьи Лодыженских. Документально подтверждено, что главный в два этажа с антресолями дом выстроен не позднее 1787 года, а примыкавший к нему с запада Г-образный одноэтажный дворовый флигель – в 1789–1790 годах.
Во время Отечественной войны 1812 года усадьба, скорее всего, не пострадала в пожаре. А к осени 1814‑го новой её хозяйкой стала супруга французского эмигранта, генерал-лейтенанта русской службы графа Осипа Осиповича (Октава) де Кенсона, Дарья Петровна (урождённая княжна Одоевская), которая сдавала дом внаём.
Спустя два десятка лет участок отошёл к капитану Дмитрию Ивановичу Микулину, поделившему его на две неравные части, из которых большая была продана государству – Департаменту уделов. Флигель же с оставшейся землёй приобрела дворянка Надежда Андреевна Загряжская. При ней флигель был надстроен вторым – деревянным – этажом и превратился в полноценное жилое здание. В этот же период фасады главного усадебного дома обогатились различными декоративными элементами: карнизами, сандриками и стилизованными замковыми камнями с маскаронами – элементами в форме человеческой головы. Стены на уровне первого этажа были отделаны рустом (имитацией каменной кладки).
Уже со второй половины XIX века описываемая усадьба вновь перешла в частные руки: сначала Мавры Егоровны Быховец, затем штабс-капитана Фёдора Васильевича Шидловского и, наконец, супругов купеческого звания Рукавишниковых. Последние затеяли в 1911 году капитальную реконструкцию и главного дома, и флигеля. Над ней работал известный в Москве художник и архитектор В.П. Дриттенпрейс. При этом оформление фасадов 1830-х годов в уровне первого и второго этажей дома сохранилось, а флигель получил свой декор, хотя и более скромный.
Вплоть до 1980-х годов во всех постройках владения располагались обычные квартиры. В 1990-х флигель пережил крупный ремонт, в результате которого была полностью изменена его внутренняя планировка. Внешний облик строения тоже подвергся достаточно грубому косметическому вмешательству, и, несмотря на то что оно сохранило габариты первой трети XIX века, здесь трудно было с первого взгляда распознать памятник архитектуры.
Когда в прошлом, 2022 году ГлавУпДК при МИД России (в хозяйственном ведении которого находится здание) провело здесь планомерную реставрацию, флигель уже не использовался длительный период. От времени в фундаменте образовались пустоты, кирпичные стены первого этажа мокли из-за увеличения культурного слоя и примыкания к стенам плотного дорожного покрытия, бревенчатые стены второго этажа, а также деревянные несущие балки и стропильные фермы имели значительные продольные трещины и поражённые гнилью участки, несущие металлоконструкции были корродированы и теряли свою несущую способность. Протекала крыша, практически не работала система водостока. И это далеко не полный перечень проблем, с которыми пришлось столкнуться реставраторам!
Но шаг за шагом они возвращали историческому зданию достойный вид.
Прежде всего тщательно укрепили фундамент и стены, очистили от слоёв краски и ржавчины и покрыли антикоррозийными и огнезащитными составами стальные конструкции, усилили (путём протезирования) деревянные стропила и чердачное перекрытие. Полностью была заменена кровля, модернизированы системы вентиляции и отопления, установлены новые оконные блоки из клеёной сосны с двухкамерными стеклопакетами и новые дверные проёмы.
Примечательно, что в ходе работ мастера обнаружили элементы аутентичного декора. Так, при разборке потолка были найдены лепнина и розетка из папье-маше – по образцу последней изготовили две аналогичные из гипса. Также при разборке пола второго этажа выявился щитовой паркет, а в восточном тамбуре – метлахская плитка начала позапрошлого века. Всё это бережно сохранили, недостающие же части дополнили.
Разумеется, большое внимание уделили фасадам: их расчистили от деструктивной штукатурной отделки, реставрировали и докомпоновали утраченными элементами декора – венчающего карниза и цоколя. Стены были выкрашены сочной охрой с выделением белым цветом замковых камней, сандриков и карнизов. Помимо этого, устроены: дополнительный вход в здание со стороны внутренней территории домовладения с новым крыльцом, увенчанным козырьком; новая система наружного водостока; ограждение крыши для её безопасного обслуживания. На фасаде установили новый флагшток и вокруг всего здания осуществили отмостку.
Таким образом, флигель усадьбы Лодыженских – Загряжских – Рукавишниковых отныне полностью приспособлен под современное использование.
И колоссальный объём работ, проделанный здесь специалистами ГлавУпДК, был по достоинству оценён (наряду с двумя другими особняками) вручением премии «Московская реставрация – 2022».
К слову, за минувшие десять лет подобных премий были удостоены семнадцать приведённых ГлавУпДК в исторический вид столичных зданий – объектов культурного наследия.