До конца этого года в столице будет в основных чертах завершено строительство первого крупного хайвея: проект «Большая Ленинградка» вошёл в финальную стадию. К нему на протяжении всех этапов было приковано всеобщее внимание – для отечественной дорожно-строительной практики это абсолютно новаторский проект, целью которого было разгрузить одну из самых напряжённых трасс столицы, как минимум вдвое увеличив её пропускную способность.
Согласно плану на Ленинградском шоссе появится девять полос движения на выезд из Москвы и восемь – на въезд. Обустроить такой хайвей в сердце густонаселённого города – задача крайне непростая, ведь для этого нужно было не просто убрать все светофоры и расширить где возможно дорожное полотно; проект предусматривал строительство двадцати крупных сооружений – эстакад, тоннелей, мостов, подземных переходов и развязок. При этом движение по Ленинградке не останавливалось ни на сутки, впрочем, как и работа строителей.
Власти учитывали, что они строят хайвей не в чистом поле, поэтому кроме удобства автомобилистов в расчёт брался уровень комфорта горожан, населяющих окружающие трассу дома. Как подчеркнул в одном из телеинтервью глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин, «на Ленинградке показан пример того, как идти навстречу людям. Выбран труднейший вариант строительства – проходка под действующим метро. Это дорогой, самый трудный и рискованный вариант. Это сделано для того, чтобы не строить эстакаду, которая испортила бы нормальное проживание в близлежащих домах людям, фактически многим тысячам семей».
Ресин имел в виду участок трассы в районе метро «Сокол», где первоначально запланированная эстакада над Ленинградским проспектом была заменена сложнейшим двухкилометровым Алабяно-Балтийским тоннелем. Это один из самых высокотехнологичных тоннелей в стране. Место стройки в разрезе больше всего напоминает слоёный пирог: под метро проложена 6-полосная автомагистраль, чуть выше – сложная развязка, у самой поверхности – пешеходный переход.
Всё это строится в крайне непростых геоусловиях: грунты в месте прохождения – сплошные плывуны, рядом находится заключённый в коллектор левый приток Москвы-реки – речка Таракановка. Для укрепления плывунов нагнетается специальный раствор, превращающий болотную жижу в скальную породу. Затем проводится бурение породы специальным оборудованием, позаимствованным в Донбассе. Всего же при сооружении тоннеля строители зальют 285 тыс. кубометров бетона, забурят около 5 тыс. свай и вывезут почти 1 млн. тонн грунта.
Тоннель соединяет улицы Алабяна и Большую Академическую. Сейчас работы в нём завершаются, движение в обе стороны по плану должно быть пущено в 2011 году. Однако, по информации стройкомплекса, возможно, строительство одной нитки Алабяно-Балтийского тоннеля может быть завершено уже в текущем году – если удастся быстро решить вопрос с выводом с территории стройки находящегося там магазина. В 2011-м тоннель будет продолжен: через железную дорогу Рижского направления он выйдет на Большую Академическую улицу. Эта подземная магистраль должна стать одним из участков Четвёртого транспортного кольца. Тоннель свяжет северо-западные районы города с северной и северо-восточной частями столицы.
По мнению руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александра Левченко, строительство Алабяно-Балтийского тоннеля позволит на 20% снизить транспортные потоки на Ленинградском шоссе. «Кроме того, этот тоннель позволит разгрузить транспортный узел в районе станции метро «Войковская», а также потоки по Ленинградке в часы пик», – считает Левченко.
Подавляющее большинство объектов Большой Ленинградки уже введены в эксплуатацию в 2007–2009 годах, и многие автомобилисты, для которых Ленинградка – один из основных маршрутов, с удовлетворением отмечают, что время в пути значительно сократилось. Но улучшения будут продолжаться, так как темпы работы по проекту сейчас увеличены. По словам Ресина, на строительстве Большой Ленинградки сейчас задействовано около 6 тысяч строителей, работа идёт круглосуточно. В этом году будет открыто движение по реконструируемому мосту через канал имени Москвы, где вместо двух полос будет шесть.
К Дню города будет запущено движение по новому мосту, а старый путепровод 70-х годов постройки закроется на реконструкцию. На нём будет выполнена полная замена дорожного полотна, усилены несущие конструкции, переложены инженерные коммуникации, после чего рабочие приступят к строительству подъездных путей. И уже весной 2011-го в нашем распоряжении будут оба моста. Тогда из центра в область машины будут перемещаться по старому путепроводу, а из области в центр – по новому. В данный момент новый мост уже поставили на опоры, сейчас начинается обустройство перекрытий и подъездов к мосту.
В том, что работы на Большой Ленинградке ведутся в графике, а местами – с его опережением, – безусловный успех руководства города и строителей. Ведь грянувший в прошлом году кризис резко уменьшил доходы, что не замедлило сказаться на дорожном бюджете. Если в 2008 году город смог выделить на дороги целых 107 млрд. рублей, то в 2009-м – около 50 млрд. В 2010-м на эти цели было изначально выделено 38 млрд. рублей, половина средств была отдана проекту Большая Ленинградка. Правда, в самом конце мая от властей поступило приятное известие: город смог выделить дополнительно около 8 млрд. рублей на дорожное строительство, эти средства будут освоены во втором полугодии.
Сейчас бессветофорная Большая Ленинградка готова уже более чем на 75%: построен выезд на Ходынку, полностью открыт для движения Волоколамский тоннель в районе станции метро «Сокол», сделано пересечение с Головинским шоссе. «То, что мы обещали, сделаем. В этом году обязательно пустим движение по прямому ходу на Ленинградке, кроме двух точек – Пушкинской площади и площади Белорусского вокзала», – пояснил глава стройкомплекса. В середине 2010 года завершится перекладка коммуникаций, после чего начнётся строительство развязки. Заминка, связанная с кризисом, полностью исчерпана. Проект автотоннеля под Пушкинской площадью сейчас находится в финальной стадии согласования. Поводов для тревог за любимую москвичами площадь нет, ведь мэр заверил, что пока проект не удовлетворит все заинтересованные стороны, работы не начнутся.
Несмотря на то, что власти не скрывают «ленинградского» приоритета, даже при нынешнем скромном дорожном бюджете они планируют в целом построить 13,5 км новых дорог. Это подразумевает окончание реконструкции Крестовского путепровода, Панфиловского проспекта в Зеленограде, Варшавского шоссе на участке от МКАД до Щербинки, Дмитровского шоссе на участке от малого кольца Московской железной дороги до Коровинского шоссе. Также в этом году продолжится строительство Звенигородского проспекта, автомагистрали между Звенигородским шоссе и ММДЦ «Москва-Сити» и освобождение территории для Четвёртого транспортного кольца, строительство которого власти считают важнейшей задачей ближайшего будущего. «Кризис подкорректировал планы и научил более эффективно распоряжаться ресурсами, – отметил Александр Левченко. – Благодаря этому удалось не бросить строительство ни одной из уже начатых магистралей. Кризис кризисом, а один узел за другим на дорогах Москвы мы всё-таки развязываем».