Шестидесятники / Сост. М.Ш. Барбакадзе. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2008. – 208 с.
О том, что декабристы разбудили Герцена, наши соотечественники, более или менее прилежно отучившиеся в советских школах, разумеется, помнят. Однако немногие хранят в памяти такой факт: вслед за Герценом проблему демократизации российского общества пытались по мере сил решать не кто иной, как ШЕСТИДЕСЯТНИКИ XIX века: Добролюбов, Чернышевский, Помяловский и иже с ними. Тот же Герцен в своё время про них написал: «Всё, что было погребено в глубине души под гнётом вынужденного молчания, вдруг обрело язык, чтобы протестовать и выйти наружу. Если сравнить газеты и журналы последних лет царствования Николая с теми, которые появились полгода спустя после его смерти, то можно было подумать, что их разделяют по меньшей мере четыре поколения».
В теперешних учебных заведениях нашей страны всё чаще поминают совсем других шестидесятников – тех, кого разбудил антисталинский XX съезд КПСС. Это (в известной степени условное) сообщество тоже после знаменитого доклада Никиты Хрущёва как бы «обрело язык, чтобы протестовать и выйти наружу». И хотя протесты и выходы тогдашней передовой интеллигенции вряд ли сильно раскачивали лодку советской социалистической государственности, явление шестидесятничества прошлого века язык не повернётся назвать ничтожным или даже малозначительным.
Недаром, наверное, власти вспомнили о шестидесятниках в годы правления Горбачёва и Ельцина. В типографии хлынул поток бывшего самиздата, а отечественные деятели кинематографа, театра и телевидения бросились наперегонки разоблачать ужасы сталинизма, придав им такой накал злободневности, какой был несвойствен даже хрущёвским временам. И хотя сами шестидесятники (в абсолютном большинстве своём) в пору их духовного становления отнюдь не ратовали за гибель дела марксизма, ленинизма и пролетарского интернационализма, на рубеже тысячелетий это заслуженное сообщество стало идейным авангардом сначала в борьбе за «социализм с человеческим лицом», а затем и против всякого социализма, какое бы лицо он нам ни демонстрировал.
Конечно же, неуместно всех шестидесятников мазать одним миром. Далеко не каждый из них, борясь за демократию, мечтал выплеснуть вместе с «нечистотами» сталинщины весь советский строй, но...
Собственно говоря, раскрытию сути этого «но», всевозможных противоречий, связанных с движением второго в российской истории поколения шестидесятников, и посвящён представляемый сборник.
Первую часть сборника составили стенограммы выступлений наиболее известных в стране шестидесятников. Далее следуют речи демократов новой волны – «птенцов гнезда Бориса». Существенно дополняют это полезное во многих отношениях издание тексты интернет-публикаций, посвящённых заглавной теме. А завершает книгу доклад первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущёва Н.С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза – «О культе личности и его последствиях». Документ, как и идеи шестидесятников, имеющий ныне лишь историческое значение в силу ограниченности и недальновидности.
К чести составителя сборника, в нём представлены не только панегирики шестидесятникам, но и такие, например, характеристики: «В начале 60-х власти вернули интеллигенции её законное, неоспоримое и драгоценное право, заменяющее ей все права и обязанности: право ныть. Не слишком громко, в подушку, на манер Каштанки: «ску-ску-ску»... Кричать в голос – да ещё в окно, да ещё в сторону Запада, да с запалом и ненавистью – никто права не давал…»