Кондопога навсегда. – М.: Книжный мир, 2011. – 128 с. – 1500 экз.
Мужик в джинсовке: –…извините, я ещё раз тут поднялся… Но когда в моём городе кричат «Аллах акбар!», режут пацанов вот так вот, как баранов, – какая власть? Какое хулиганство? Я не знаю, зачем это нужно. Вот начальник поднялся, там по статье уголовное дело – хулиганка. Какая хулиганка?
– Жители Кондопоги! Здесь прозвучало такое мнение, что не все чёрные принимали участие в этой акции. Но дело в том, что те, кто не принимал участия, тогда, может быть, просто торгуют. Но они кормят тех, кто это делал. Они кормят милицию, которые допускают этот беспредел. Они кормят мэрию, они покупают лицензии. Нашим не дают лицензии.
– Не дают, правильно, брат, говоришь!
– Поэтому гнать их надо отсюда. Всех!
Девушка: – Мне 17 лет, я не хочу уезжать из этого города! Я люблю свой город. Почему мы, жители этого города, боимся выходить на улицу? Почему мы идём на дискотеку и боимся просто идти домой одни? Они нас съедают взглядом; они насилуют наших девушек. Они избивают наших парней – почему? Почему так? Почему мы ничего не делаем? Мы должны предпринять что-то, что-то сделать. Они здесь никто, мы – жители этого города, и это – наш город!
Крики одобрения
Немалую часть недавно вышедшей книги политика Александра Белова занимает расшифровка диктофонной записи народного схода во время прогремевших событий в карельском городе Кондопоге 2 сентября 2006 года.
Спору нет, ход был выбран удачный: пожалуй, никакое изложение не передаст лучше атмосферу тех событий, настроения людей, чем слова самих этих людей, запечатлённые с индифферентностью электронного устройства.
Даже из приведённых выше отрывков выступлений на площади у разгромленного возмущёнными кондопожанами рынка видно, что те чиновники, политологи и общественные деятели, кто пытался свести конфликт к «бытовухе», – либо очень наивные люди, либо им почему-то выгодно замалчивать проблему межнационального напряжения в России.
По мнению автора, которое он озвучил на презентации данной книги, события в Кондопоге интересны прежде всего не тем, что там «били чёрных». Такого рода инциденты, к сожалению, случаются в стране не так редко. («Белых» бьют как минимум не реже, но только это обычно проходит «незаметно» для СМИ.)
Однако именно в тихом карельском городке проявилась совсем уже было затухшая способность русского народа решать злободневные вопросы с помощью вече – прямого народного волеизъявления.
Что ж, с этим можно было бы согласиться на все сто, если бы мы узнали, удалось ли решить проблему межнациональных отношений в Кондопоге после того, как горожане выплеснули накопившееся возмущение на улицах и площадях. Однако об этом в книге ни слова.
Это вообще характерная особенность современной системы массмедиа (а данная книга, скорее, продукт журналистский, чем публицистический, и уж, конечно, никоим образом не художественный): посильнее раскрутить события, волею обстоятельств оказавшиеся на самой поверхности информационного моря, и забыть о них, как только спадёт волна шумихи. Или же, если тебе «повезло» оказаться в их гуще, – попытаться выжать из них как можно больше для самопиара. Именно так и поступает Александр Белов. Он подробно описывает все каверзы «силовиков» по отношению к его собственной персоне, однако серьёзного анализа причин и последствий кондопожских волнений в его опусе мы не находим. Хотя за четыре года, пока шёл судебный процесс над участниками тех злопамятных событий, можно было бы многое понять и рассказать непосвящённым читателям.
Рискну предположить, что узаконенные народные сходы могли бы оказывать отрезвляющее действие на зарвавшуюся, самоустранившуюся в коррупцию власть. И мне, как читателю и гражданину, хотелось бы знать в первую очередь, как опыт вече в Кондопоге можно более безболезненно применять для того, чтобы гасить или хотя бы смягчать межнациональные и прочие конфликты в зародыше. Однако для этого, видимо, придётся читать какие-то другие книги и исследования.