«Вечер одинаковых балетов» – так колко, не без доли сарказма припечатали состоявшийся в апреле «Вечер современной хореографии» в Краснодарском краевом музыкальном театре. Там же появилась на свет и эта острота.
Одна «короткометражка» «Век Каллас» посвящена великой оперной певице, вторым номером программы нам предъявили «Кармен-сюиту» Ж. Бизе – Р. Щедрина.
Главный балетмейстер музыкального – человек кипучей энергии и не более. Все его хореографические потуги, об этом мной говорилось не раз, – кустарщина, причём с невыносимо скучной и скудной танцевальной лексикой. Но амбиции у Мацко (автора идеи, либретто, постановки) всегда были далекоидущими, иначе он бы не взялся прессовать жизнь легендарной Каллас в часовой формат.
Если бы я не имел на руках программки, то так бы и не понял происходящего на сцене, хотя неповторимая, изумительная гречанка тоже является моим кумиром и мне хорошо известна её биография.
Кстати, есть отличная документальная лента, смонтированная фанатом певицы Томом Вольфом, – «Мария до Каллас». Фильм сделан с огромной любовью и нежностью, и в нём мы видим женщину ранимую и раненую, сильную и отважную, требовательную и самоироничную. И, конечно, величайшую певицу и актрису. Возможно, название для российского проката не совсем удачное, но сам кинорассказ смотрится на одном дыхании, и возникает желание дебютную работу Вольфа пересматривать.
В балете Мацко, кажется, поют больше, чем двигаются. На высоком постаменте, сменяя друг друга, появляются вокалистки, обладательницы колоратуры, сопрано и меццо-сопрано. Кубанские дивы страдают наверху, внизу же в танцевальных муках пытаются повествовать жизнь Каллас с детских лет до самого финала. Вот мы лицезреем Виолетту Валери из «Травиаты» Д. Верди, пустившуюся в пляс, а вот грязные репортёры буквально домогаются «божественной», таская её вниз головой. Выход Аристотеля Онассиса не менее курьёзен: миллиардер почему-то поднимает ножки чересчур кокетливо, а сама Мария, вся жеманная, с растопыренными руками, нескончаемо изнемогает. Экзерсисы на столе и стуле – фирменный приём, просто уже набивший оскомину.
Сценография, явно сделанная на подборе, состоит из прозрачных занавесей. Многие костюмы (художник Анна Арутюнова), а их не один десяток – этакий парад переодеваний, можно соотнести с самой Каллас, но без эффекта элегантности и стиля. И, несмотря на все рассказы балетмейстера о том, как он долго изучал житие звезды и проникся её судьбой, на подмостках не видно никакой проникновенности. Перед нами лишь череда номеров, начинающихся и заканчивающихся «Каста Дивой», наверное самой сложной и пленительной арией всех времён, из оперы В. Беллини «Норма». Зритель в очередной раз умело «пойман» на прекрасный музыкальный материал.
Единственное, хочется снять шляпу перед дирижёром Раушаном Якуповым, который свою работу сделал более чем хорошо. Музыкальный руководитель постановки и новый главный дирижёр театра – профессионал с большой буквы, и можно только представить, каково ему взаимодействовать с любителями. Замечательно у маэстро звучал и Ж. Бизе – Р. Щедрин, однако так испортить «Кармен-сюиту», как смог А. Мацко, надо ещё уметь.
Наш либреттист расширил свой сюжет, вплетя сюда и Микаэлу. Помнится, эта героиня была в балете Раду Поклитару «Кармен ТВ», но там разворачивалась совершенно иная история. В краснодарской «Сюите» отчего-то главной героиней чуть ли не стал Рок, а не Кармен. Хореография, состоящая из примитивного набора движений бесконечных «новелл о любви», строгающихся с завидной регулярностью, просто не поддаётся анализу. Нет ни одного внятного адажио, дуэта, лишь плохо исполненные трюки совершенно не к месту, притом труппа с этим галопирующим комплектом не справляется. Забавно, к примеру, смотреть на рослого танцовщика, исполнявшего роль Тореро, вихляющего всеми частями тела и размахивающего мулетой, словно прикроватным ковриком, и на контрабандистов, больше напоминавших тинейджеров, чем флибустьеров.
Вообще, балет настолько плох, что и гениальная музыка не спасает положения, и это не премьерные погрешности и не отдельные недочёты.
У Александра Викторовича есть одна удивительная особенность: желание во что бы ни стало пленять, очаровывать зрителя собой (ведь не просто же так они периодически выходят на сцену. Признаюсь, перфоманс более чем занятный, учитывая «специфические» данные и отсутствие школы у нашего «премьера»). И ещё непременно задаётся высокая художественная планка, в результате чего и возникает диссонанс желаний и возможностей.
В связи с постановкой в музыкальном театре хочется вспомнить «Вечер современной хореографии», состоявшийся в апреле на сцене Молодёжного театра в Ростове-на-Дону.
Под крышей «молодёжки» собрались коллективы совершенно разные, но среди них я увидел достойные номера, и прежде всего мини-балеты танцевальной компании «НИКОГДЕ». Руководитель коллектива – Батыр Мержоев, работающий в паре с Юлией Никульшиной (школа современного танца «Хор»), сам из Краснодара, но, не найдя в столице Кубани поддержки, перебрался в соседний город, где с увлечением и успехом творит. Его номер «Дегустатор тишины», с одной стороны, абстрактный, с другой – цепко скреплённый идеей, в юмористически-драматической форме рассказывает о людях, мечтающих о тишине и личном пространстве в нашем мире. Несколько лет назад краснодарский коллектив даже попал со спектаклем «Сон спелых колосьев» в лонг-лист «Золотой маски». Батыр по своей натуре философ, он прекрасно двигается и ещё пробует себя, как мне кажется, довольно успешно, в педагогической деятельности.
Студия современного танца Людмилы Чигишевой показала трогательный номер Ольги Лабовкиной «Цветы для Люси». Лабовкина – известный хореограф, и её работы никого не оставляют равнодушными. Ольга ставила в Краснодаре балет «Оазис» на музыку Сергея Новицкого в рамках проекта детского театра современного танца Натальи Масловой, которая приглашает интересных постановщиков и даже презентует свои премьеры на сцене Краснодарского музыкального театра.
Ростовский «Вечер современной хореографии» прошёл с аншлагом при стоимости билетов от 2 до 4 тысяч! Для провинции цена немалая. Правда, если Мержоев экспериментирует исходя из собственного бюджета, то Мацко за казённый счет.
И самое грустное, такого рода «эстетический тренинг» продолжается, увы, не первый год, как, впрочем, печален и тот факт, что к танцу модерн деятельность главного балетмейстера не имеет никакого отношения. Возведя себя в сей ранг, Александр Викторович каким-то образом смог убедить в своем исключительном «даровании» и руководство театра, и его кураторов. Ни дать ни взять гоголевский сюжет! Но «вечер одинаковых балетов» ещё раз доказал и показал ложное движение Краснодарского музыкального в данном направлении. Видимо, в театре это в конце концов начали понимать, так как сдача одноактовок была сверхзакрытой и для очень узкого круга, где, насколько мне известно, прозвучала и крайне негативная оценка новоиспечённого опуса. Но деньги потрачены, афиши расклеены, и многострадальный труд надо являть миру.
К сожалению, прошли те времена, когда двигатель, реорганизатор кубанской культуры, создатель Творческого объединения «Премьера», народный артист России Леонард Гатов запросто мог после генерального прогона отправить спектакль в утиль или на доработку, но он был настолько фигурой в крае авторитетной и авторитарной, что региональные отраслевые министры вытягивались перед ним по стойке «смирно». Именно он в свою бытность избавил театр от Мацко, вовремя поняв бесполезность и вред такого искусства, вот только после смерти Леонарда Григорьевича его вдова Татьяна Гатова не просто возвернула «изгнанника», а дала ему полный карт-бланш. Чем подобный кредит доверия обернулся, мы можем судить и по нынешней премьере.
Фото: из открытых источников и Александр Старков