Дневник осенних вечеров. Стихи. Минск: Медисонт, 2010. – 108 с.
Есть, конечно, свои преимущества у столичных мегаполисов, где почему-то (видимо, из-за близости к издательствам) замечается компактное проживание поэтов, но есть, несомненно, таковые и у небольших городов. Хотя, конечно, не у каждого пишущего и те и другие плюсы реализуются. Давид Симанович относится к той счастливой группе, которая комфортно чувствует себя там, где живёт, – в данном случае в Витебске. У него там корни, родные и друзья, живые и уже ушедшие. Относительная неторопливость жизни позволяет ему не суетиться, делать и писать (предварительно хорошо обдумав) – тщательно. Может быть, в московской мельтешне он бы так остро не воспринял и так детально не воспроизвёл на страницах своей книги все подробности четырёхдневного пребывания в Витебске Евгения Евтушенко, а здесь он это сделал, причём так, что наверняка этими страницами воспользуется любой евтушенковед (если, конечно, таковые со временем появятся).
Конечно, Давид Симанович поклоняется своему знаменитому земляку художнику Шагалу и сам лично многое делает для увековечивания памяти о нём в Витебске и организации там Шагаловских чтений. Тем более он владеет языком идиш, перевёл важные страницы из шагаловского наследия, сделав их достоянием широкой общественности. Об этом тоже подробно рассказывается в книге Давида Симановича.
Но какими бы ни были благоприятными обстоятельства и внешние факторы, решающую роль играет душевный строй поэта. Мне лично исключительно близка знаковая строка Давида Симановича:
Претензий никаких к природе нет у меня…
Я согласен с ним, а не с моим любимым Брюсовым, который в своё время изрёк: «Создал я в тайных мечтах/ Мир идеальной природы./ Что перед ним этот прах -/ Горы, и скалы, и воды». Приятие мира – это важно, это плодотворно. Искусственно вызвать в себе это чувство невозможно, таким надо быть. При чтении книг Давида Симановича удивляешься и радуешься тому, как хорошо он говорит о людях. И не только о тех, с кем он был прочно связан по жизни или по литературной работе. Он никогда не встречался с Анатолием Преловским, но не забыл его благоприятную рецензию на рукопись, представленную в издательство четверть века тому назад.
Из сказанного не следует, разумеется, что поэт не замечает в этом мире зла. Не говоря уж о войне, Давил Симанович не может забыть Чернобыль, погибшие местечки Карповичи и Тешков, которые называет «атомными Хатынями нашими». Но носителей зла он не персонифицирует, они для него какие-то безликие недруги – видимо, потому что неинтересны.
Как уже указывалось, «Дневник осенних вечеров» имеет подзаголовок «Стихи». При первом взгляде на книгу можно подумать, что это ошибка. Но это не так. Значительная часть текстов написана ритмической прозой. Хотелось бы многое процитировать, но… Такую книжку надо иметь на своей полке.