Адаму РУСАКУ – 105
В 1920-е годы в белорусскую литературу ворвался, влетел на широких крыльях нового времени целый отряд поэтов-романтиков. Сколько было ими взорвано – и рифм, и ритмов, и традиций! Но главное, что они сделали – проложили широкую столбовую дорогу, по которой художественная литература пошла вперёд, расправив плечи… Среди того, из 1920-х годов, призыва – и Адам Русак. Правда, в отличие от своих сверстников, которые первые книги издали в 17–20 лет, печататься он начал сравнительно поздно – в 23 года: первое стихотворение Адама Русака «Моя песня» было опубликовано в журнале «Красный сеятель» 27 мая 1927 года. Аркадий Кулешов выпустил первую книгу – «Расцвет земли» – в 16, Максим Лужанин – «Шаги» – в 18. В 21 издал знаменитую «Землянику» любимчик Янки Купалы Владимир Ходыко. В 21 вышла первая книга стихотворений у Павлюка Труса. Разными стёжками-тропками шли они к читателю. Кто-то пытался одолеть вершины, проделывая самые невероятные эксперименты-кульбиты. Другие осваивали художественный мир, цепко ухватившись за традиции. Романтикам 1920-х уже было у кого учиться: Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Тётка…
Адам Русак выбрал свой путь. Спустя несколько десятилетий после первой публикации он признаётся в автобиографическом эссе: «В начале своего творчества я не собирался специально писать песни. Писал стихотворения так, как умел, как подсказывало сердце. Композиторы начали присматриваться к ним и писать музыку, и мне песня сделалась более близкой, понятной. Я стал отдавать ей больше внимания. Так и зачислили меня в поэты-песенники».
Деревенский пастушок Адам Русак (родился он на Минщине, в селе Песочном Копыльского района) окончил в 1930 году Белорусский музыкальный техникум. Среди учителей молодого человека, осваивавшего секреты владения валторной, был и профессор-музыковед Юльян Николаевич Дрейзин. Стоит заметить, что личностью он являлся уникальной. Ещё до Октябрьской революции преподавал в гимназии в Могилёве греческий и латинский языки. В музыкальном техникуме и Белорусской государственной консерватории читал историю музыки. Переводил на белорусский язык либретто классических опер. Написал либретто оперы «Тарас на Парнасе», тем самым придав легендарной поэме новое звучание. Печатался с музыковедческими статьями в литературных журналах нового времени «Маладняк», «Узвышша». Но главное – организовывал и проводил литературно-музыкальные вечера. На концерты в музыкальный техникум приходили поэты-«маладняковцы», которые любили музыку и обожали Дрейзина, буквально боготворили его. Профессор-музыковед читал лекции о том, как слово сливается с музыкой, как рождается песня. Свидетелем этих страстных выступлений, талантливым слушателем и не менее талантливым учеником был и поэт Адам Русак.
А второй ручеёк, второй живительный родник, питающий художественное, эстетическое мировоззрение литератора, – родительский дом в Песочном, родные песни деревни, голоса, идущие из леса, от земли, реки… Уже в 1970-е, вспоминая своего земляка – замечательного поэта Петра Глебку (родом он из соседнего с Песочным Узденского района), Адам Русак напишет: «Направляю взгляд в сторону, где стоит Низок, деревня Павлюка Труса. Между этими деревнями (речь ещё о Литвянах, где родился Глебка. – А.К.) течёт речка Уса. И слышу я, как эта прозрачная, родниковая речушка несёт в Нёман звонкую песню двух земляков-друзей: Петра Глебки и Павлюка Труса…» Вроде и о себе рассказал…
Окончив музыкальный техникум, Адам Русак поступил в Ленинградскую музыкальную консерваторию. И на долгие годы связал себя самыми прочными узами с городом на Неве, его музыкой, его культурой, его литературой. Ещё студентом молодого человека зачислили в штат оркестра ленинградского Малого академического оперного театра, где и проработал наш земляк до 1949 года.
Но писать Адам Русак продолжал, конечно же, на родном языке. В 1946 году в Минске увидела свет его первая книга стихотворений «На родных полях». Правда, подготовлена она была гораздо раньше и должна была увидеть свет в канун войны… Музыку на слова белорусского поэта писали лучшие композиторы-мелодисты: Исаак Любан («Бывайте здоровы», «Только с тобой»), Владимир Оловников («Лесная песня», «Над лесом, над рощей»), Юрий Семеняко («Днепр», «Не за очи чёрные»), Генрих Вагнер («Тихий вечер») и другие. Последующие поэтические книги так и называются – «Песни и стихотворения» (1951), «Песни» (1954), «Под голос баяна» (1957).
В 1949 году поэта и музыканта приглашают в симфонический оркестр Белорусской государственной филармонии. Музыка по-прежнему развивает личность, творческий стержень в художественных поисках Адама Русака. Но поэтическое слово всё больше забирает его в свой плен. К стихотворениям, которые с первого взгляда казались простыми народными песнями, добавляются более сложные художественные конструкции. Лирические откровения замечательного, яркого мастера в поздних сборниках «Звонкие родники» и «Только с тобою» удивляют, притягивают задушевностью, сердечностью.
Больше двадцати лет нет с нами Адама Русака (умер поэт в марте 1987 года), а вот песни его, и особенно одна из самых ранних – «Бывайте здоровы», и сегодня звучат в застольях, а значит – живы в народной памяти.