Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Вечная дорога песни

01 января 2007

ЮБИЛЕЙ

Адаму РУСАКУ – 105

В 1920-е годы в белорусскую литературу ворвался, влетел на широких крыльях нового времени целый отряд поэтов-романтиков. Сколько было ими взорвано – и рифм, и ритмов, и традиций! Но главное, что они сделали – проложили широкую столбовую дорогу, по которой художественная литература пошла вперёд, расправив плечи… Среди того, из 1920-х годов, призыва – и Адам Русак. Правда, в отличие от своих сверстников, которые первые книги издали в 17–20 лет, печататься он начал сравнительно поздно – в 23 года: первое стихотворение Адама Русака «Моя песня» было опубликовано в журнале «Красный сеятель» 27 мая 1927 года. Аркадий Кулешов выпустил первую книгу – «Расцвет земли» – в 16, Максим Лужанин – «Шаги» – в 18. В 21 издал знаменитую «Землянику» любимчик Янки Купалы Владимир Ходыко. В 21 вышла первая книга стихотворений у Павлюка Труса. Разными стёжками-тропками шли они к читателю. Кто-то пытался одолеть вершины, проделывая самые невероятные эксперименты-кульбиты. Другие осваивали художественный мир, цепко ухватившись за традиции. Романтикам 1920-х уже было у кого учиться: Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Тётка…

Адам Русак выбрал свой путь. Спустя несколько десятилетий после первой публикации он признаётся в автобиографическом эссе: «В начале своего творчества я не собирался специально писать песни. Писал стихотворения так, как умел, как подсказывало сердце. Композиторы начали присматриваться к ним и писать музыку, и мне песня сделалась более близкой, понятной. Я стал отдавать ей больше внимания. Так и зачислили меня в поэты-песенники».

Деревенский пастушок Адам Русак (родился он на Минщине, в селе Песочном Копыльского района) окончил в 1930 году Белорусский музыкальный техникум. Среди учителей молодого человека, осваивавшего секреты владения валторной, был и профессор-музыковед Юльян Николаевич Дрейзин. Стоит заметить, что личностью он являлся уникальной. Ещё до Октябрьской революции преподавал в гимназии в Могилёве греческий и латинский языки. В музыкальном техникуме и Белорусской государственной консерватории читал историю музыки. Переводил на белорусский язык либретто классических опер. Написал либретто оперы «Тарас на Парнасе», тем самым придав легендарной поэме новое звучание. Печатался с музыковедческими статьями в литературных журналах нового времени «Маладняк», «Узвышша». Но главное – организовывал и проводил литературно-музыкальные вечера. На концерты в музыкальный техникум приходили поэты-«маладняковцы», которые любили музыку и обожали Дрейзина, буквально боготворили его. Профессор-музыковед читал лекции о том, как слово сливается с музыкой, как рождается песня. Свидетелем этих страстных выступлений, талантливым слушателем и не менее талантливым учеником был и поэт Адам Русак.

А второй ручеёк, второй живительный родник, питающий художественное, эстетическое мировоззрение литератора, – родительский дом в Песочном, родные песни деревни, голоса, идущие из леса, от земли, реки… Уже в 1970-е, вспоминая своего земляка – замечательного поэта Петра Глебку (родом он из соседнего с Песочным Узденского района), Адам Русак напишет: «Направляю взгляд в сторону, где стоит Низок, деревня Павлюка Труса. Между этими деревнями (речь ещё о Литвянах, где родился Глебка. – А.К.) течёт речка Уса. И слышу я, как эта прозрачная, родниковая речушка несёт в Нёман звонкую песню двух земляков-друзей: Петра Глебки и Павлюка Труса…» Вроде и о себе рассказал…

Окончив музыкальный техникум, Адам Русак поступил в Ленинградскую музыкальную консерваторию. И на долгие годы связал себя самыми прочными узами с городом на Неве, его музыкой, его культурой, его литературой. Ещё студентом молодого человека зачислили в штат оркестра ленинградского Малого академического оперного театра, где и проработал наш земляк до 1949 года.

Но писать Адам Русак продолжал, конечно же, на родном языке. В 1946 году в Минске увидела свет его первая книга стихотворений «На родных полях». Правда, подготовлена она была гораздо раньше и должна была увидеть свет в канун войны… Музыку на слова белорусского поэта писали лучшие композиторы-мелодисты: Исаак Любан («Бывайте здоровы», «Только с тобой»), Владимир Оловников («Лесная песня», «Над лесом, над рощей»), Юрий Семеняко («Днепр», «Не за очи чёрные»), Генрих Вагнер («Тихий вечер») и другие. Последующие поэтические книги так и называются – «Песни и стихотворения» (1951), «Песни» (1954), «Под голос баяна» (1957).

В 1949 году поэта и музыканта приглашают в симфонический оркестр Белорусской государственной филармонии. Музыка по-прежнему развивает личность, творческий стержень в художественных поисках Адама Русака. Но поэтическое слово всё больше забирает его в свой плен. К стихотворениям, которые с первого взгляда казались простыми народными песнями, добавляются более сложные художественные конструкции. Лирические откровения замечательного, яркого мастера в поздних сборниках «Звонкие родники» и «Только с тобою» удивляют, притягивают задушевностью, сердечностью.

Больше двадцати лет нет с нами Адама Русака (умер поэт в марте 1987 года), а вот песни его, и особенно одна из самых ранних – «Бывайте здоровы», и сегодня звучат в застольях, а значит – живы в народной памяти.

Алесь КАРЛЮКЕВИЧ

Обсудить в группе Telegram

Алесь Карлюкевич

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS