Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Вечная тема

01 января 2007

ДАТА

Отрывок из новой книги

Владимир ОГНЕВ

Пора признаться: чего-то в этой иногда прекрасной жизни я не понимаю.
Например. Почему русскому интеллигенту стыдно, если ему при делёжке буханки чёрного хлеба достаётся больший, чем другому, кусок, но совсем не стыдно, если он чёрную икру заедает красной?
Загадка русской души.
Да не русской только – человеческой.
Наверное, нас надо ограничивать в еде. Особенно интеллигенцию.
Власть это правильно поняла. К ней претензий нет.
Объяснение надо искать где-то в другом месте.

Совестливость – качество непростое. О совестливости русской литературы не говорил только ленивый. Совестливым был и Альхен в знаменитой книге Ильфа и Петрова. Он постоянно крал и постоянно стеснялся. Боюсь, что жизнь даёт нам таких примеров побольше, нежели других, – когда человек красть стесняется, даже если без этого он просто ноги протянет. 

В рассказе А. Яшина «Рычаги» – гениальном рассказе! – не только для «того времени» написанном, когда советского человека душила система, а надолго и после «того времени», – главное для меня – та самая, тоже классикой порождённая, «диалектика души», которая может выражаться и таким уродливым образом: человек думает одно, говорит об одном, а потом и говорит другое и, вроде как начинает думать иначе… 

К сожалению, мы часто восторгаемся творениями ума и таланта, тесно привязывая их к моменту, ситуации, русской душе, эпохе. А перед нами – открытия долговременного, так сказать, пользования. 

Не от этой ли нашей близорукости, например, нынешний зуд к сокрушению одних памятников и поспешному возведению на их месте новых? Памятники меняются, а постаменты те же. Улицы переименовали, а в головах никакой перемены к лучшему.
Остановиться, подумать, добраться бы до сути событий… Да где там! «До основанья, а затем…»

А затем получается то, что уже было. Или хуже.
Зачем же было стулья ломать?..
Но я – о загадках русской души.
На Западе это вечная тема.


В последнее время это становится загадкой и для меня. Казалось, в стране, впервые в истории человечества сумевшей совершить гигантский скачок от идей Свободы и Равенства почти к осуществлению их на практике, чувство первородства не могло не слиться с чувством национальной гордости, патриотизма. Но так только казалось. 

На практике патриотом у нас именуется тот, кто громче других проклинает русскую революцию, да что там революцию, – если бы только её! – всякое поступательное движение нации вообще. Сегодня договорились до того, что осью национальной истории считаются допетровская Русь и Сталин. Не Пётр Великий и великий Ленин, фигуры, ознаменовавшие пассионарную роль Российского государства, а напротив – времена и лица, отмеченные печатью мракобесия, или контрреволюции.
Имперская закваска – в крови русского обывателя.
Западное принимается снисходительно, свысока.
А оно так въелось в поры современной жизни, что впору вспомнить анекдотический случай. Едем в автобусе в Париж от аэропорта Шарль де Голль – я и некая детская делегация из России по приглашению, видно. И вот в огнях вечерней столицы мелькнуло что-то неоновое. И крик в до того притихшем автобусе – удивлённое, восторженное, детское: «Смотрите! Макдоналдс! Как у нас!»
Вот уже какая Европа – «наше всё»… 

Когда я годами пробивал журнал европейской литературы, свой «Феникс-XX», отчаявшись, уже почти теряя надежду, перед целью моей маячило постоянное, нудное, однообразное: «Особый путь России»…
В чём он – никогда никто не знает. Просто «особый» – и всё тут. Аксиома. А ведь именно в революции, в гигантском эксперименте XX столетия на одной шестой планеты и сказался этот особый путь России! Понять это – значит понять и действительно всемирно историческое значение русской литературы – самой человечной, провидческой литературы в мире. Её всечеловечность, её пассионарный смысл и значение образца единения людей всех рас на единой земле! Вот в чём истинная «гордость великороссов». А не в ракетах и претензиях на силовое лидерство, имперских амбициях.
Сила России – не в силе.
Загадка русской души разгадывается просто. Между добрыми хотениями и свершениями их – разница, равная территории, – непомерно огромная.
Насчёт дураков – это, конечно, так, для красного словца. В России их не больше, чем в другом месте на земле.
А вот про дороги – верно. Но беда не в том, что их нет. А в том, что они никуда обычно не ведут.

Известному писателю и литературному критику Владимиру Огневу исполнилось 85 лет. Владимир Фёдорович родился в 1923 году в Полтаве. Участник Великой Отечественной войны, в 1950 году окончил Литературный институт. Владимир Огнев автор книг «Красные яблоки», «Горизонты поэзии», «На древе человечества», «Амнистия таланту» и других. 

«Литературная газета» поздравляет Владимира Фёдоровича со знаменательной датой, желает крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов.

Обсудить в группе Telegram

Владимир Огнев

Владимир Фёдорович Огнев — (7 июля 1923, Полтав... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS