Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 сентября 2022 г.
  4. № 39 (6853) (28.09.2022)
Культура

Вечная жизнь

«Три тысячи лет желаний». Метаморфозы восточной сказки в современном мире

28 сентября 2022
Идрис Эльба в роли джинна

Сказка преображается от эпохи к эпохе, оставаясь прежней по содержанию, но принимая новую форму. Вечная трансформация, где как в апории Зенона сказка убегает от стремительного прогресса, не способного, несмотря ни на что, догнать её и разрушить до основания, оставив на месте легенды лишь холодный мир логики. А чудеса науки, привычные и доступные, всегда будут бледным призраком, стремящимся настигнуть неуловимое чудо сказочной фантазии.

 

«Три тысячи лет желаний» Джорд­жа Миллера – это та самая черепаха, что неторопливо ускользает от стремительно несущегося Ахиллеса современных технологий. Сказка, где электромагнитный джинн совершает чудеса, но сам становится жертвой то магии, то любви к смертной женщине. Режиссёр неоднократно подчёркивает идею того, что наука в стремлении познать вселенную оставляет всё меньше места для иррационального восприятия мира, через сказку или миф. А сказка, в свою очередь, перерождается в виде фэнтези и магического реализма, на стыке которых и расположился этот фильм.

Но вся эта причудливая конструкция держится на великолепном дуэте Идриса Эльбы и Тильды Суинтон, двух бесподобных образах: всемогущего джинна, измученного тысячелетним ожиданием, и нашедшей его бутылку англичанки, доктора наук, чьё одиночество самодостаточно и совершенно. Идеальное сочетание контрастных ролей, оказывающихся с развитием сюжета не противоположностями, а, напротив, предельно сближающимися. Миллер остроумно играет с именами, оставляя джинна безымянным, как персонификацию первозданного хаоса, тогда как героине даёт новое имя, меняя изначальный литературный образ. Алетейя – непогрешимая богиня истины из древнегреческой мифологии. Режиссёр разворачивает сюжет под новым углом, представляя джинна как историю, а истину-Алетейю как чтеца, распутывающего её.

«Три тысячи лет желаний» – тот редкий случай, когда с уверенностью можно сказать, что фильм лучше книги. В основу картины положен рассказ Антонии Байет «Джинн в бутылке из стекла «соловьиный глаз», из которой Миллер вымыл изрядную долю феминизма, купировав декларативность образа сильной и самодостаточной женщины, придав главной героине неоднозначности и по большому счёту оживив её. Женщина-манифест из литературной основы превратилась в замечательную героиню, олицетворяющую, с одной стороны, науку, как инструмент познания истины, а с другой – женщину, полную страстей и эмоций, скрытых под бронёй интеллекта и логики. Да и в целом достаточно заурядная мелодрама превращается в неоднозначный фильм.

Ведь если присмотреться внимательнее – насколько беззастенчива культурная апроприация в картине Миллера! Начиная с образов, выхваченных из различных культур Востока, и заканчивая самим сюжетом. Англичанка апроприирует приглянувшегося ей джинна, фактически вырывает из его культурного контекста, говорит – «я хочу, теперь это моё»! И увозит добычу в Англию. Вместо белых джентльменов в пробковых шлемах, с ружьями в руках грабивших туземцев, нам показывают белую леди в банном халате, столь же уверенно расхищающую уже нематериальное богатство заокеанских народов, чтобы, как и в прошлые века, вывезти захваченное на свой остров.

Подобная апроприация, когда элементы чужой культуры используются и поглощаются западными авторами, встречает резкий отпор, когда речь идёт о культуре чернокожих африканцев и афроамериканцев, а также когда речь идёт о коренных американцах, в общем, о тех, у кого уже есть крепкое лобби в западном мире. А все остальные, и в первую очередь мусульмане, по-прежнему законная добыча апроприаторов. По прихоти можно потрошить «Тысячу и одну ночь», вытряхивая из неё Аладдина, чтобы снять чудовищно вестернизированный вариант этой сказки, а можно и вовсе сделать из арабов террористов и не обращать внимания на жалобы. Достаточно взять пару этнических групп для показной гиперопеки, а все остальные народы можно без сожаления оставить за бортом, эксплуатируя их культурное наследие любым удобным образом.

Печальная изнанка красивой восточной сказки.

Николай Трябин

 

Тэги: Премьера Николай Трябин
Обсудить в группе Telegram

Николай Трябин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS