Частушка московская: бытовая, плясовая, эротическая, озорная. – М.: Алгоритм, 2007. – 416 с.
Заглянем в словарь? «ЧАСТУШКА, современ. тип народной песни, состоит из коротких строк и куплетов, содержание берётся из текущей жизни» (Словарь Брокгауза и Ефрона).
А теперь – в историю. Автор книги сообщает: «Пожалуй, первое подобие законченной частушки записал москвич Александр Пушкин в Болдине:
Как ноноче куры
Поют петухами.
Как ноноче жёны
Вольны над мужами.
И тут он оказался первым!»
Здесь же узнаём, что сам термин «частушка» не народного происхождения, а введён в литературу писателем Глебом Успенским в рассказе о «народных стишках». Писательский неологизм оказался совершенно русским и органичным. Почти век назад в Губернской типографии Костромы вышел едва ли не первый отдельный сборник частушек, составленный религиозным мыслителем и учёным о. Павлом (Флоренским) «Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда». Рассматривая этот жанр не как фольклорное, а как социально-нравственное явление, он не оставил в стороне и частушку эротическую. В предисловии же образно и точно отметил: «Вечно юная, вечно кипучая частушка есть бродячее вино народной жизни…» Столица концентрированно вбирала в себя все региональные мотивы и настроения, диалектные слова и говоры.
Чолон тонет, чолон тонет,
На чолне девчонка стонет. –
Погоди, чолон, тонуть,
Дай девчонку цолонуть!
Жанр позволяет народу-языконосцу весело вольничать с языком, тем самым давая себе возможность почувствовать хотя бы внутреннюю свободу от вечно нависающей Власти. А тут уж и рукой подать до озорного, а то и солёного слова.
К частушке прислушивались профессиональные литераторы. Говоря о поэме Блока «Двенадцать», литературоведы отмечали, что это «первое произведение русской поэзии, в котором частушка была поднята на высоту великого искусства». Частушечные формы разрабатывала и Ахматова. Есенин признавался, что начал писать стихи под влиянием частушки, чьи ритмы и приёмы впоследствии использовал широко. Маяковский свои стихи для «Окон РОСТА» строил «на частушечных зачинах и параллелизмах»…
В книге представлена не одна сотня частушек. Не забыты их создатели, хранители, исследователи и собиратели: московский профессор, книжник и фольклорист Иван Розанов, поэты Аполлон Григорьев, Николай Старшинов, Виктор Боков, композитор Александр Аверкин, кубанский писатель и фольклорист Иван Бойко, Геннадий Заволокин и многие другие.
Читайте и смейтесь над собой и текущей жизнью!