Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Вечно юная, вечно кипучая...»

01 января 2007

СТОЛЬНАЯ КНИГА

Александр Бобров. Частушка московская: бытовая, плясовая, эротическая, озорная. – М.: Алгоритм, 2007. – 416 с.

Заглянем в словарь? «ЧАСТУШКА, современ. тип народной песни, состоит из коротких строк и куплетов, содержание берётся из текущей жизни» (Словарь Брокгауза и Ефрона).
А теперь – в историю. Автор книги сообщает: «Пожалуй, первое подобие законченной частушки записал москвич Александр Пушкин в Болдине: 

Как ноноче куры
Поют петухами.
Как ноноче жёны
Вольны над мужами.
И тут он оказался первым!»
 

Здесь же узнаём, что сам термин «частушка» не народного происхождения, а введён в литературу писателем Глебом Успенским в рассказе о «народных стишках». Писательский неологизм оказался совершенно русским и органичным. Почти век назад в Губернской типографии Костромы вышел едва ли не первый отдельный сборник частушек, составленный религиозным мыслителем и учёным о. Павлом (Флоренским) «Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда». Рассматривая этот жанр не как фольклорное, а как социально-нравственное явление, он не оставил в стороне и частушку эротическую. В предисловии же образно и точно отметил: «Вечно юная, вечно кипучая частушка есть бродячее вино народной жизни…» Столица концентрированно вбирала в себя все региональные мотивы и настроения, диалектные слова и говоры. 

Чолон тонет, чолон тонет,
На чолне девчонка стонет. –
Погоди, чолон, тонуть,
Дай девчонку цолонуть!
 

Жанр позволяет народу-языконосцу весело вольничать с языком, тем самым давая себе возможность почувствовать хотя бы внутреннюю свободу от вечно нависающей Власти. А тут уж и рукой подать до озорного, а то и солёного слова.
К частушке прислушивались профессиональные литераторы. Говоря о поэме Блока «Двенадцать», литературоведы отмечали, что это «первое произведение русской поэзии, в котором частушка была поднята на высоту великого искусства». Частушечные формы разрабатывала и Ахматова. Есенин признавался, что начал писать стихи под влиянием частушки, чьи ритмы и приёмы впоследствии использовал широко. Маяковский свои стихи для «Окон РОСТА» строил «на частушечных зачинах и параллелизмах»…
В книге представлена не одна сотня частушек. Не забыты их создатели, хранители, исследователи и собиратели: московский профессор, книжник и фольклорист Иван Розанов, поэты Аполлон Григорьев, Николай Старшинов, Виктор Боков, композитор Александр Аверкин, кубанский писатель и фольклорист Иван Бойко, Геннадий Заволокин и многие другие.
Читайте и смейтесь над собой и текущей жизнью! 

Александр АЛЕКСЕЕВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Алексеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS