Наталия Ячеистова. Москва моего детства: историко-биографическая повесть.
– М.: У Никитских ворот, 2020. – 144 с.
Жанр этой книги я бы охарактеризовал как человеческое краеведение. Пропустить через свою жизнь судьбу трёх московских районов задача непростая, но благородная. Сочетая семейные архивы и истории родителей с личными впечатлениями, Наталия Ячеистова создаёт портреты Шаболовки, Петровки и Таганки. Рассказывая о Петровке, автор водит нас по старинным переулкам с путеводителем из собственных детских впечатлений. Мы узнаём о многих пленительных нюансах той далёкой жизни. Невероятно пронзительно выписана сцена, когда автор много лет спустя приходит в свой старый двор. Круг замыкается, но время размыкает его. И память только остаётся. Главнее – запечатлеть. Тогда это вечно. Ячеистовой это вполне удаётся.
В главе, посвящённой Шаболовке, больше размышлений автора о политике. Любопытно мнение о том, почему люди так убивались после смерти Сталина, а потом, после развенчания культа, фактически ни одного бунта не подняли. История Москвы хранит много таких исторических дискурсов, каждый таит в себе нечто, способное разбередить самые неожиданные сюжеты. Ячеистова хорошо это чувствует. «Невиданное доселе дело! У многих после съезда «открылись глаза» на Сталина, но ещё более «ослепли» на Ленина; в стране начался официальный курс «возвращения к ленинским нормам» при полном сокрытии фактов преступной ленинской политики. А в ночь на первое ноября 1961 года тело Сталина без лишнего шума было вынесено из Мавзолея и перезахоронено у Кремлёвской стены. Не помню никакого возмущения в народе по этому поводу».
Детство героини – родина её сердца. «Именно на Шаболовке, как мне кажется, сформировались основные черты моего характера – подвижность, любознательность, творческие наклонности, устремлённость за пределы обыденного – к неизвестному, далёкому, прекрасному…»
Радостно описана Таганка. Многие знают этот район по театру, тюрьме. Ячеистова показывает его светлым, полным больших домов, света, запахов. «Рядом в булочной, которую родители именовали по старинке Филипповской, покупали калачи. Эти калачи – обсыпанные белой мукой, с хрустящими «ручкой» и «кармашком», с необыкновенно вкусным запахом – выпекались здесь, в знаменитой булочной купца Филиппова, с давних пор и были наряду с воздушными ситниками любимыми хлебными изделиями москвичей».
Водите детей по Москве с этой книгой! И они вырастут хорошими людьми.