В последние годы огромный поколенческий разрыв, существовавший в русской литературе, начал сокращаться. Но проблема работы с молодыми авторами и передачи опыта актуальна всегда. Беседуем об этом с поэтом, секретарём СП России Ниной Ягодинцевой.
– Совещание молодых писателей в Челябинске, организатором которого вы являетесь почти 15 лет, вошло в Содружество литературных фестивалей России. Что это за сообщество, какие у него цели?
– Существование и, что немаловажно, развитие отдельных литературных фестивалей страны, каждого в своём смысловом поле и на своей территории, – это уже свершившийся факт. Содружество манифестирует общие ценности, имеет стандарт качества – оно призвано помочь восьми фестивалям, проводящимся молодыми для молодых, обрести новое звучание, усилить каждый форум в отдельности, дать ключ к широкому обсуждению как внутриписательских проблем, так и вопросов большой общественной значимости. Это и масштабный образовательный проект с общей базой методических материалов, авторов, мастеров…
И одна из важнейших задач нашего фестивального содружества – сближение талантливых авторов с читателями. Совет молодых литераторов Союза писателей России за время своего существования решил проблему разрыва поколений писателей. Поколение «детей» уже вошло в силу и делает очень многое для отечественной литературы. То, что их произведения, может быть, ещё не так широко известны, не их вина. Это общекультурная проблема, которую призвана решить в том числе и работа Содружества.
– Не станет ли один фестиваль из этой восьмёрки самым главным?
– Конечно, станет, это закономерно и правильно, если Содружество нацелено на развитие писателей и расширение возможностей их общения с читателями. И в фестивальной восьмёрке уже проявился главный фестиваль – это Всероссийское совещание в Химках. В чём его отличие? Уже в этом году Химки принимали не подборки, а рукописи книг или сами книги. Это решение не задевает ничьё самолюбие, амбиции руководителей других фестивалей. Скорее, наоборот: у молодых авторов, прошедших сито региональных фестивалей, в рамках Химок появляется возможность заявить о себе на профессиональном уровне. И это специфика Химок – ведь у каждого фестиваля Содружества есть своя специфика, своя изюминка, которую очень важно сохранить и развить.
– К вопросу об «отцах и детях» в писательском кругу. Каковы главные препятствия сближения авторов разных поколений, имеющих не всегда общую систему ценностей?
– Колоссальная сложность была в том, что начиная с «лихих 90-х» в нашу литературу не пришло сразу несколько поколений. Были социально-экономические проблемы по всей стране, наблюдалось падение престижа писательской профессии, сказалось практически полное отсутствие гонораров в журналах и издательствах. То есть считалось (и, к сожалению, пока это продолжается), что писательство – это некая общественная нагрузка или хобби. В итоге возник большой поколенческий разрыв, и, конечно, старшие не понимали младших. Зачастую говорили: вы вот поживите с наше!.. На этот разрыв наложилась ещё одна негативная тенденция: нас всё время пытались (и пытаются!) убедить, что молодёжь у нас «другая», с ней надо говорить на «другом» каком-то языке, и ценности у неё якобы совершенно другие. То же внушали, с другой стороны, и молодёжи, не особо заморачиваясь тем, в чём эта «инакость» состоит.
Сейчас эту проблему во многом усилиями Совета молодых литераторов удалось преодолеть. В литпространстве появились три поколения: «деды», «отцы» и «молодёжь». Конечно, между юными и старшими всегда есть некое напряжение. Не только в писательской среде. Это связано с передачей опыта. Если индивидуальный опыт позволил человеку достичь хотя бы относительного успеха, человек считает его уже универсальным опытом и настойчиво транслирует его из самых лучших побуждений. Но молодые работают уже в другой социокультурной ситуации, задействуют иные инструменты коммуникации, продвижения и так далее. Если слепо копировать чужой опыт – точно потерпишь неудачу. Нужно брать главное – ценности, принципы, то, что лежит в основе традиции.
Рада, что в большинстве своём пишущая молодёжь стремится продолжать традицию. Например, Анна Харланова создаёт в Липецке Всероссийский фестиваль имени своего земляка А.И. Левитова. Прямое доказательство приверженности традиции – фестиваль имени Алексея Бельмасова в Кузбассе и фестиваль имени Михаила Анищенко в Самаре...
Можно уверенно сказать, что руководитель СМЛ Андрей Тимофеев вывел молодое поколение в литературу, и вышли они плечом к плечу. Теперь важно, чтобы состоялась их встреча с читателями.
– Нина Александровна, вы много работаете с молодёжью. Есть три главных совета молодым авторам?
– Первое и, на мой взгляд, самое важное: помнить, что литература – не самовыражение. Это самосозидание. Второй момент: наш великий и могучий русский язык знает о жизни больше, чем мы, поскольку века и тысячелетия в нём отбирались самые точные обозначения, словосочетания, действенные смысловые конструкции. Нужно внимательно относиться к тому, что говорит тебе слово. В диалоге со словом можно делать большие открытия. И, конечно, литература – это далеко не только то, что создаётся сейчас. Очень многое было написано до тебя. Линию памяти нужно вести беспрерывно. И думать о тех, кто придёт в литературу после нас. Так умножается опыт бытия.
– А что советовали вам, когда вы начинали?
– Мне очень повезло с учителями. Первым учителем была поэтесса Нина Георгиевна Кондратковская. Она вела городское литературное объединение, куда я пришла в 9-м классе. Первое суровое обсуждение мне устроили через два года. И от моей подборки осталась только точка – в стихотворении о Хатыни. В моей строке: «А те сто сорок девять из Хатыни расстреляны и сожжены. Весной» порекомендовали оставить только эту точку. Сказали: «Вот это и есть поэзия». Естественно, я тяжело пережила такой разнос. Но до сих пор благодарна тем, кто обсуждал мою подборку, потому что у меня проснулся характер. Я поняла, что сама буду выбрасывать в корзину то, что не получилось, и буду выносить на обсуждение только то, в чём я уверена. Я начала тщательно работать со словом.
В Литинституте училась в семинаре Александра Алексеевича Михайлова и Галины Ивановны Седых. Уникальные педагоги, замечательные. Там был другой подход. В процессе обсуждения подборки Михайлов давал высказаться всем. Мы спорили, ругались. Он в конце семинара кратко резюмировал – и мы понимали, что ничего не поняли и надо начинать думать сначала.
У меня свой подход к литературной учёбе. Стараюсь показать, как работает слово, как работает образ. Или почему не работает. Исследуем «пружинки», «тайники» текста. Это очень интересно, потому что каждый текст уникален и каждая ошибка в нём тоже уникальна. Я постаралась взять лучшее из суровой школы Магнитогорска и от вольницы столичного Лита.
– Как писать стихи про «сегодня» с точки зрения вечности?
– Очень интересный вопрос. Всё вечное проявляет себя в вещном. А вещное принадлежит своему времени, верно? Всё получается у поэта, если он сиюминутное выстраивает так, что через него просвечивает вечное. Вот как ощущение, к примеру, на фестивале имени Михаила Анищенко: выходишь на берег Волги – она принадлежит нашему времени и одновременно находится вне времени, в вечности, это одна из наших народообразующих рек… И это огромное, вечное – смысл, символ – подсвечивает крохотное «сегодня» так, что сиюминутное начинает светиться вечным.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Нина Александровна Ягодинцева – поэт, секретарь Союза писателей России. Кандидат культурологии, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств. Окончила Литературный институт имени А.М. Горького, член Союза писателей России с 1994 года. Автор более 10 поэтических книг, цикла учебников «Поэтика», монографий, изданных в России и Германии, книги литературной критики, переводов с азербайджанского и башкирского языков, а также более 600 публикаций в литературной и научной периодике России, Испании и США.