Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 октября 2021 г.
Литература Библиосфера

Вечность таланта

26 октября 2021

Дмитрий Циликин. Жить. Думать. Чувствовать. Любить. Собрание сочинений. – М.: Аграф, 2021. – 383 с. – 1000 экз.

28 октября 60 лет исполнилось бы выдающемуся петербургскому журналисту, публицисту и критику Дмитрию Циликину, в разные годы публиковавшемуся в журналах и газетах «Мир искусства», «Петербургский театральный журнал», «Время культуры. Петербург», «Московские новости», «Время новостей», «Вести», «Петербургский час пик»... В память о нём при поддержке благотворительного фонда «Милосердие и Добродетель» издана книга «Жить. Думать. Чувствовать. Любить». Это сборник работ Дмитрия, составленный известным театроведом, критиком и публицистом Татьяной Москвиной. В трёх символических «томах» под одной обложкой – квинтэссенция творческого наследия героя своего времени и обладателя «волшебной скрипки», который посмотрел в «глаза чудовищ» и погиб «славной смертью, страшной смертью скрипача» (убит 27 марта 2016 года).

Личностную вселенную Циликина Москвина разделила на журналистику, публицистику, эссеистику (I том), театральную критику (II том), беседы с выдающимися деятелями искусств (III том). А о том, что стояло за гранками его материалов, тепло и трепетно, но, как всегда, предельно честно она поведала в открывающей книгу статье «Время Циликина», вспомнив и важные биографические вехи, и особенности характера, и профессиональные качества, и удары судьбы.

«...В России так повелось – если вы видите процветающее дело, внутри него обязательно бьётся в муках и корчах Один Человек, и только. Есть он – есть дело, нет его – нет дела. Так Дима бился в «Часе пик».

«Никакой журналистской работой не пренебрегал, крутился, выполнял всё аккуратно, всё точно, всё в срок. Глаза только, сердитые и грустные, выдавали степень его замученности. Ему бы книги писать, а он бегал по пресс-конференциям. Нормальный санкт-петербургский ужас вечной недооценки, равнодушия, пренебрежения одарёнными людьми, да ещё на фоне тотальной зачистки всего свободолюбивого, независимого, искреннего в местных СМИ».

«...Всё рассчитывал, в том числе и скудные по преимуществу средства к существованию. Он ведь рано осиротел и жил, работая, – а как жить, работая в Петербурге? Скромно, разумеется. Однажды лишь хватило денег на хороший ремонт родительской квартиры на проспекте Науки, которую он содержал в образцовом порядке. В этой квартире его и нашли, убитого».

Отмечая «исключительно высокие скорости интеллекта» и удивительную степень внимания к работе («враг всякой небрежности, неточности, невнятности; честолюбивый и амбициозный»), коллега и друг свидетельствует: «.прихожанин безымянной интеллигентской «церкви» Санкт-Петербурга» никогда не ставил свои амбиции выше дела, умел и любил дружить, долгие годы поддерживая узы взаимоуважения со свойственной ему педантичной аккуратностью, имел сотни профессиональных и приятельских контактов, а ещё – высокий авторитет в читательской среде.

Особенно ценна похвала из уст Татьяны Москвиной, гениальной искусницы называть вещи своими именами, не осуждая, но понимая и... припечатывая словом навсегда! Её оценочные суждения бритвенно остры, микроскопически точны, исчерпывающе афористичны. Изысканно-ювелирная вязь стальных аргументов во славу коммунального быта всех видов искусства заслуженно увенчивает автора диадемой «Совесть отечественной культуры».

В своём предисловии Татьяна пишет: «И вот пришло наконец «время Циликина» – время дать бой несправедливости и недооценке, исправить то, что можно поправить. Если угодно, Дмитрий Циликин должен воскреснуть – предстать перед читателем в блеске своего дара и широте размаха своего труда».

Да, но жизнь и творчество Циликина, как и самой Москвиной, на мой взгляд, – для вечности, с её аксиомами, константами и эталонами. Время как бы мешается под ногами, подчёркивая вневременной характер и масштаб трудов незаурядных личностей.

Как и Сын человеческий, Дмитрий – среди нас, однако в своё сердце его могут вместить, осмыслить, признать достоинства и разделить убеждения единицы. Он – не для поколения Tik-Tok, его эстетическо-утончённый стиль, интеллектуальный уровень, палитра чувств анахроничны не меньше, чем шедевры литературных классиков, – не для прокрустова ложа поверхностных месседжей.

Получается, «блеск дара» и «широта размаха» – жемчуг под ноги подданным королевы Малфалфы, а «бой несправедливости и недооценке» – с ветряными мельницами?..

Ремесленническое мастерство кануло если не в Лету, то в море ярких обёрток с замысловато-наукообразными названиями, океан симулякров и суррогатов. А среди единомышленников Циликина, живших в одно с ним время, – тех, кто сумел выжить и ещё помнит, «как должно быть», – фиксируется катастрофический рост сердечных приступов. Хотя, казалось бы, таких-то уже ничем не удивишь!

И именно поэтому книга «Жить. Думать. Чувствовать. Любить» сегодня необходима. Как глоток свежего воздуха и целительный бальзам на душевные раны, обоснование смысла жизни вообще и конкретной – в частности.

Виктор Терентьев

Тэги: Виктор Терентьев
Обсудить в группе Telegram

Виктор Терентьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    14.09.2022
  • Голос совести

    07.09.2022
  • Посвящение в свет

    06.07.2022
  • «Зальцбург под сочинским небом»,

    15.06.2022
  • Бремя Платонова

    25.05.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
  • Фестиваль испытаний

    1652 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS