Каких только эпитетов не навешивают на чувство любви. Она может быть поздней, а также первой, тайной, роковой, горячей, трудной… Чуть ли не каждое прилагательное можно использовать для характеристики любви.
Но фильм и пьеса не совсем о любви как таковой. Она о том, как её можно использовать в качестве орудия вымогательства, ведущего к бесчестью, преступлению, а то и к убийству. Пьеса написана в 1873 году, в начальную пору стремительного движения монархической России по капиталистическому пути. Круто менялись патриархальные отношения «хозяина» и «работника», складывалось резкое имущественное обособление, всё шире завоёвывали своё пространство деньги. Сословное российское царство (дворяне, крестьяне, ремесленники, купцы, чиновники, священнослужители…) разделялось на две группы – богатые и бедные.
В пореформенный период Александр Островский отходит от темы столкновения купцов-воротил и бессильных идеалистов. На первый план выходят «сцены из жизни захолустья», где главной героиней становится женщина. Вполне вероятно, что к этому его толкнул поздний брак с молодой актрисой Марией Бахметьевой. Чувствуется, что некоторые черты красивой авантюристки Лебёдкиной из фильма списаны с хорошо знакомой женщины.
В телефильме Леонида Пчёлкина «Поздняя любовь» (1983) – глухая окраина Москвы, заполненная одноэтажными частными домами. В одном из них живёт мамаша с двумя холостыми сыновьями. Старший, Николай (Родион Нахапетов), некогда был удачливым адвокатом, зарабатывал большие деньги, но лень толкнула в кабаки да в игорные дома, где судьба свела его с вдовой Варварой Лебёдкиной (Елена Проклова). Пару комнат в доме снимает старый стряпчий Маргаритов (Иннокентий Смоктуновский) с дочерью Людмилой (Анна Каменкова). Она тайно влюблена в Николая. В её уста Александр Островский вкладывает свою концепцию жизни: «Я не умею жить для себя. В том только и счастье, когда живёшь для других!»
Купец Дороднов (Вячеслав Невинный) даёт поручение Маргаритову взыскать по заёмному письму Лебёдкиной 12 000 рублей. Маргаритов передаёт письмо дочери-секретарше, чтобы та положила письмо под ключ. Лебёдкина уговаривает Николая «ради любви к ней» выкрасть письмо, а ему в этом соглашается помочь влюблённая в него Людмила... История полна драматизма, но завершается счастливо.
В двадцатые годы прошлого века театральный критик Юлий Айхенвальд писал: «Ушло и уходит из жизни даже пресловутое самодурство. А вместе с ним уходит Островский. Он теряет смысл. Его пьесы обречены – совсем скоро их уже не будут ставить».
Нет, классика служит людям долгие века. Однако надо уточнить: служит только тем, кто готов её слушать, читать, смотреть! Островскому 200 лет, а слова его героев из «Поздней любви» актуальны и в XXI веке: «Разве у бедного человека бывает характер?», «Рядом с нуждой всегда живёт порок», «А ты живи без претензий, сытнее будешь!».
Ни новые технологии, ни пресловутый прогресс не способны изменить человеческую суть, а тем более сделать её человеколюбивой. Мздоимцев, самодуров и глупцов в России, как и во всём мире, кстати, хватает с избытком. А значит, автор, посвятивший себя поискам «луча света в тёмном царстве», по-прежнему актуален и нужен, особенно молодым.
И в заключение приведу слова Жадова из «Доходного места»: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».