С 1 сентября школьников ждёт немало нововведений: церемония поднятия флага, исполнение государственного гимна и новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Например, у пятиклассников изучение второго иностранного языка будет носить рекомендательный характер. В рамках математики, «окружающего мира», обществознания и информатики детям начнут преподавать финансовую грамотность. Кроме того, обязательной станет программа воспитательной работы с перечнем соответствующих мероприятий.
Всегда ли нововведения хороши и какие предметы школьных дисциплин лучше всего коррелируют с определённым возрастом? Об этом и многом другом накануне Дня знаний мы поговорили с членом Союза писателей России философом Евдокией Лучезарновой.
– Евдокия Дмитриевна, многие родители начинают самостоятельно обучать детей задолго до школьного возраста. Немаловажную роль в этом сыграла книга «После трёх уже поздно» японского новатора в сфере раннего развития Масару Ибуки. Насколько это целесообразно?
– Этого нельзя делать, потому что до пяти лет у ребёнка раскрывается «звёздное» время. Здесь я бы рекомендовала за ним больше наблюдать, общаться. Ребёнок только пришёл, он – «звёздочка», которая познаёт мир с огромным любопытством. А мы должны создавать для этого все условия.
Я была в Японии много раз и свои впечатления описала в книге «Мир глазами Луча: маленькая страна». Это государство подверглось бомбардировкам и пережило очень много стрессов. Территория небольшая, энергии слабые, поэтому за счёт «звёздного» времени там пытаются вложить в своих детей как можно больше полезных навыков. Но это их несчастье. Я бы не распространяла японские рекомендации на всех.
– А в России можно детей не торопить, поскольку территория большая?
– Да, потому что у нас есть где разгуляться и есть что показать. Я бы очень рекомендовала вывозить малышей на море, озеро, в горы, степи для знакомства с этой планетой. Давать им возможность коммуницировать с людьми разного возраста, профессий, мировоззрения, чтобы они поняли, как устроена жизнь. И у нас есть для этого очень много возможностей.
– Какие предметы лучше всего изучать, исходя из времени?
– Школьникам до 10 лет очень полезно изучать ботанику, физику, биологию, астрономию – всё, что связано с внешним миром, Землёй и космосом. Учить практическим навыкам. Давать возможность общаться с природой. Следующие пять лет, так как в это время активно формируется мозг, необходимо посвятить философии, литературе, истории и прочим предметам, которые запускают мыслительные процессы, учат сравнивать, анализировать, размышлять. В это же время следует рассказывать о взаимоотношениях людей, об этносах, о традициях и культуре – этим занимаются социология и культурология.
Стоит обратить внимание, что в подростковом возрасте дети начинают погружаться во внутренние переживания и выбирают только те занятия, которые им максимально интересны. Задача взрослых – преподносить малопривлекательную информацию в захватывающей и нескучной форме.
С 15 лет начинается «планетарное» время. Человек готовит свой путь по планете, и ему нужно помочь сделать правильный выбор из широкого спектра возможностей. Определившись с профессией, он получает навыки уже по конкретному направлению.
– От чего нам нужно защищать детей?
– Нашим детям угрожает постоянное обновление программ. Функционеры образования набирают что-то, на их взгляд, очень полезное из других систем, стран и практически без адаптации к нашей действительности начинают применять. Когда детей бросают в экзамены, в ЕГЭ, в постоянные модульные работы – они находятся в бесконечном стрессе. И в этом состоянии с них ещё многого требуют. Если учитель знает своего ученика и реально заинтересован в его образовании, он всегда подскажет, на что обратить внимание. Экзамены нужны, но, по моему мнению, они не должны быть одинаковыми для всех учащихся. То есть, если человеку что-то очень легко даётся, зачем лишний раз его об этом спрашивать? И так понятно, что он хорошо в этом разбирается. А если не разбирается, зачем его напрасно нагружать? Он всё равно не пойдёт в эту сферу деятельности.
Нам следует понимать, что дети сами хотят хорошо учиться, пусть даже избыточная оценочность и создаёт дополнительное напряжение. Но ничего не поделаешь – страна у нас «именная», поэтому всем важны оценки и награды.
– Что такое патриотизм и можно ли ему научить?
– Каждый человек, хочет он того или нет, тесно связан с тремя сферами своей жизни. Первая – его родословный корень: связь с семьёй, родными и близкими. Вторая сфера – профессиональная: это то, как мы реализуем себя в профессии, чем можем быть полезны обществу. Третья сфера – государственный корень. Мы зависим от этих трёх направлений, потому что через них укореняемся в жизни. Если они полностью сформированы, человеку легко быть радостным и счастливым.
Как бы мы ни совершенствовались в этом мире, если в стране что-то не ладится, нам тоже приходится несладко. Каждый человек в душе – патриот, который зависит от всего, что происходит в его государстве. Сколько бы он ни хотел быть как бы над страной, если что-то происходит, быть «над» просто невозможно.
Мы переходим на следующий уровень развития, когда вычленяем себя из мира и начинаем наблюдать. Человек уже не защищает свои вотчины. Он их просто очень любит. И когда вдруг про них говорят что-то плохое, то он пытается понять: почему, по какому праву так высказываются про моих родственников? Про мою родину? Работу? Может быть, надо что-то изменить? То есть раньше мы подпускали к себе только то, что согласуется с нашими корнями. А что не согласуется – или старались забыть, или отторгали, относясь неравно ко всем происходящим событиям. А в позиции «наблюдателя» оценивать события гораздо разумнее.
Спаси любовь и мудрость
Изранена, растерзана, распята лежит любовь,
Обманута, исчерчена, помята висит мудрость.
Две сестры, принявшие кресты
Верности, надежды, красоты,
Строгости, науки, простоты,
Мудрость и любовь спаси и ты.
Освяти значение любви сестры младшей,
Просвяти значенье мудрости сестры старшей.
Сёстры неразлучные разлиты по пространству,
Сёстры нераздельные разделены в умах.
Поверни ключи в людских умах,
Едини сотрудниц нераздельных.
Любовь к Родине, а Родина – Планета,
Любовь к Миру, а Мир – Вселенная,
Любовь к Свету, а Свет бесконечен,
Любовь к Жизни, а Жизнь вечная.
Любовь поможет сделать первый шаг стремящемуся вдаль.
Мудрость способна очищать от магии, уничтожая скорби и печаль.
Беседу вела
Евгения Кайгородцева