Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Многоязыкая лира России

Вечный свет угасшего светила

01 января 2007

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

«Бабушка Евдокия», левкас, масло, холстИзобразительное искусство Рес­публики Башкортостан, несмотря на свою молодость (родилось оно лишь после октября 1917 г.), по художественным достижениям имеет неплохой, как сегодня говорят, рейтинг в России. Многонациональный состав, скрещивание особенностей целого ряда школ, где учились современные мастера искусства, – всё это дало свои плоды во второй половине XX века. В республике проявили себя яркие творческие индивидуальности, чей вклад в развитие искусства Российской Федерации ещё ждёт своей оценки.

Значительную часть Союза художников Башкортостана представляют русские художники. В их произведениях можно увидеть не только красоту природы края, портреты выдающихся сынов и дочерей башкирского народа, но и художественное воплощение глубоких размышлений о судьбе и людях большой Родины – России.

Один из них – Алексей Александрович Кузнецов, орденоносец, заслуженный художник Башкирии (1927–1990). В 27 лет Кузнецов написал знаковое монументальное полотно «Допрос Салавата», не раз репродуцированное в печати 50-х годов, с ярким образом героя башкирского народа Салавата Юлаева, сподвижника Емельяна Пугачёва.

Кузнецов работал во всех жанрах живописи. Есть у него и и сатирические, символические, постмодернистские работы, абстрактные композиции «Оборотни», «Чудище», «Иерихонские идолы» и другие. Последние получили доступ к зрителю лишь в период перестройки. Все картины этого художника из Уфы имеют общую основу – выражают боль и гнев мастера, накал драматических страстей. Оригинальный стиль исполнения, мучительные думы о «самом главном» – всё это отличает вдумчиво-взволнованный живописный почерк Кузнецова.

Вот полотно «Бабушка Евдокия». Здесь найдено верное пространственное решение композиции. В центре мощная фигура старухи, как бы нависающая над зрителем всем грузом прожитых и пережитых лет. Слева, за стеклом как бы опрокинутого окна в широкой белой раме, видны чёрные с белыми окошками домики, над которыми вырастает плоский стройный силуэт белого православного храма. Над его куполом возвышаются шапки уральских холмов с приютившимися у их подножья домишками, тоже со светящимися оконцами. Чуть поодаль – лошадь, кормящая жеребёнка. А над согнутой спиной старухи, на чёрной стене, весёлые часы-ходики. А в обрамлении белого платка – густо иссечённое морщинами лицо с сомкнутыми губами и тяжёлым взглядом напряжённых глаз. Конечно, это «Барма и Посник», жирная пастель, бронзовая пудрасвоего рода гротеск, сгущение мучительных, горьких сторон жизни. Вот массивные, изуродованные тяжёлым трудом руки старой женщины. И как бы в противовес – её светлая, с лёгкими широкими складками блуза. Образ, сюрреалистически жуткий, но просветлённый мудрым смирением перед вечным миропорядком, обретает символический смысл. Вырастает иное, иррациональное пространство, где читается вселенское движение. «Бабушка Евдокия» будто говорит о том, что человек в мире обречён на страдания, но всё же он прекрасен… Картину, казалось бы, следует отнести к жанру портрета. Но произведение это гораздо более ёмкое, рождённое сложившимся мировоззрением автора, его чутким сердцем.

В эти же годы сквозное ощущение драматизма жизни человека приводит живописца к сюжету ещё одного полотна. В конце 60-х годов Алексей Александрович с другом, известным русским художником, тоже из Башкортостана, Борисом Фёдоровичем Домашниковым, предпринял поездку по древнерусским городам: Суздаль, Владимир, Новгород… Особенно захватили душу фрески Ферапонтова монастыря. Кузнецов привёз много этюдов. Художника увлекла быль или легенда о трагической истории, связанной с именами строителей собора в Москве. И как бы сама собой сложилась в воображении, а затем и на холсте, целостная композиция – «Барма и Посник». История гласит: в XVI веке, в царствование на Руси Ивана Грозного, был воздвигнут в Москве, на Красной площади, известный сегодня всему миру собор Василия Блаженного. Царь, восхитившись сим созданием двух зодчих, якобы повелел ослепить его творцов, дабы не построили они что-либо, способное соперничать с этим собором. Сердцем и кистью откликнулся художник на эту трагедию. В построении композиции большую роль играет рисунок, контурная линия и своеобразная пластика. На чёрном фоне холста светящейся линией обрисованы две головы, в профиль и в фас, словно сошедшие с иконы, удлинённых пропорций, с чёрными провалами глаз. Рядом, третьим небольшим выступом, изящные очертания длинных пальцев руки, сжимающей посох. Завершает композицию чёрный диск рядом с их головами, символизирующий потухшее в глазах гениальных строителей светило. Обаяние полотна достигается гармонией рисунка и цвета. Фактура изображённых фигур напоминает деревянную резную скульптуру, имеющую фольклорные корни.

В эстетике этих двух картин – сложное, духовно выстраданное мироощущение самобытного талантливого художника.

Габриэль ПИКУНОВА-УЖДАВИНИ, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан

Обсудить в группе Telegram

Габриэль Пикунова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В поездке

    06.06.2025
  • Россия – судьба моя

    02.06.2025
  • Невод забрасывая в неба глубину

    31.05.2025
  • Единственный рассвет

    23.05.2025
  • Стихия красоты

    18.05.2025
  • Чарав

    137 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Заблудилась в звёздном поле...

    108 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
  • Проникновенные лучи

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS