Исполнилось 80-лет со дня рождения известного прозаика, публициста Анатолия Степановича Иванова (1928–1999), автора всенародно признанных романов «Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», главного редактора журнала «Молодая гвардия», лауреата Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда.
В одном году родились сразу несколько выдающихся писателей: Владимир Чивилихин, Валентин Пикуль, Василий Фёдоров и Анатолий Иванов. Это признанные лидеры патриотического крыла советской литературы.
Но и среди них Анатолий Степанович Иванов выделяется своим ярким самобытным даром. Он не боялся любых, самых трагических тем, которые были в жизни народа в XX веке, но он видел и в трагедии мощное героическое начало.
Впервые об Анатолии Иванове заговорили в конце 50-х годов, когда появились его рассказы, объединённые названием «Алкины песни». Но вскоре оказалось, что рассказы, как бы самобытны они ни были, не главная стезя Анатолия Иванова. Читатель поразился откровенно русским характерам в романе «Повитель». Михаил Лобанов сразу же написал о «Повители» восторженную статью. Надо было поддержать сибиряка. Он ещё и слова не сказал о своих политических и социальных взглядах, о своей судьбе, а наши плюралисты сразу обеспокоились: густым русским духом запахло, русский человек появился в современной литературе, и не плакальщик, не страдалец, не нытик, а – русский хозяин.
Неслучайно и «Повитель», и следующий за ним роман «Тени исчезают в полдень» навсегда зачислены в списки русских народных бестселлеров, их читают и поныне. Иванов взял себе в учителя другого русского знатока жизни – Максима Горького. От него и оптимизм в характерах героев, от него и нелюбовь к буржуазности. Впрочем, в русской литературе никогда не было культа буржуазности. Кто бы ни описывал русскую действительность: Бунин или Мережковский, Куприн или Ремизов, даже эстет Владимир Набоков – все отвергали буржуазность в качестве идеологии русского общества...
Но поразительна эта естественная стихийная антибуржуазность, борьба с собственничеством у советского сибирского писателя, родившегося уже в глубоко советском 1928 году, а осознавшего себя, когда и коллективизация в Сибири была закончена, в самый разгар сталинских пятилеток... Анатолий Степанович как бы предвидел наше нынешнее будущее. Он понимал, что инстинкт собственника так же вечен, как инстинкт созидателя и творца. Он непреходящ, и поэтому бороться с ним надо даже в период, когда буржуазность, казалось бы, была выкорчевана с Русской земли. За это стремление его благодушные идеологи из ЦК КПСС постоянно поругивали: о какой борьбе талдычит Анатолий Иванов, когда вся страна готовится уже к коммунизму?
Нет, ничего нельзя остановить в своём развитии: ни добро, ни зло. Потому Анатолий Иванов всячески избегал социальных идиллий. Он воевал не с ветряными мельницами, как кричали марксисты-интернационалисты, осознанно или неосознанно готовившие почву для новой буржуазности в России, – он воевал с могущественнейшим врагом. Его романы достаточно кровавы и жестоки, потому что так и было, так и будет. Потому и будут читать новые борцы за народную Россию не плачи сострадальцев, не вопли разрушителей, не повествования сатанистов, а книги народного писателя Анатолия Иванова, герои которого, даже если гибнут, но собственничеству не покоряются.