Неожиданно и точно отозвался на события в Кущёвской 5 канал. Из кинозапасников достали один из лучших советских многосерийных фильмов «Вечный зов».
Кино, признанное во времена перестройки пропагандистским, сегодня оказалось актуальнее многих публицистических высказываний, ток-шоу, журналистских репортажей. То, что произошло в станице Кущёвской, оказалось давно и глубоко исследовано писателем Анатолием Ивановым, который в те же перестроечные времена был причислен к советским реакционерам.
О Цапках и компании ещё многое будет рассказано, когда закончится следствие: о криминальных связях, сращении с властными структурами. Однако природу этого явления не объяснишь тривиальным понятием «организованная преступность». В мимолётном взгляде Цапка, зафиксированного дрожащей камерой, неожиданно мелькнул отблеск давнишнего, забытого, казалось бы, образа – Михайла Лукича Кафтанова, блестяще сыгранного Ефимом Копеляном. Вот уж, что называется, кулак так кулак, махровый, отборный. И надо же, спустя столькие годы, вслед за возрождением фермерского движения, на волне торжества частной собственности, на руинах осмеянного колхозного строя, – откуда ни возьмись – реинкарнация, те же глаза, та же удалая жестокость, то же болезненное властолюбие, умение держать в кулаке всю округу: кого парализуя страхом, кого приближая к себе, соблазнив сытой развратной жизнью на заимке.
Что же, закончится следствие, страна узнает и других героев, пришедших из старых времён: какого-нибудь нового Демьяна Инютина, современного Фёдора Савельева, свежеиспечённого Петра Полипова.
А вот Антона Савельева, Ивана Савельева, Поликарпа Кружилина, Панкрата Назарова, Ивана Субботина в истории Кущёвской не появится, потому что таких больше не делают, они ушли в прошлое вместе с традицией пропагандистского кино. Так что смотрите «Вечный зов», сравнивайте, вспоминайте.