К 100-летию со дня рождения писателя, автора книг для детей и юношества – материал из архива «ЛГ» «Сложный возраст».
Думаю, что раннюю пору человеческой жизни определить одним словом «детство» нельзя. Лев Толстой определил её тремя словами: «Детство», «Отрочество», «Юность». Стало быть, юность – пора особая. На заре жизни каждый год – целая эпоха… И с четырнадцатилетним или шестнадцатилетним человеком нельзя (ни в жизни, ни в литературе!) разговаривать так, как, допустим, с девятилетним. Иные проблемы, иная форма общения…
Разумеется, в круг чтения юношества входят многие стихотворения, написанные для взрослых. Поэтому мы и видим марку наших детских и юношеских изданий на десятках книг, которые вроде бы адресованы юным читателям. Это закономерно! Однако есть такие писатели и есть такие произведения, которые художественно исследуют проблемы самой молодёжи, проблемы, прежде всего волнующие людей, стоящих на самом пороге, на рубеже взрослости. Они исследуют мир юности, в его нерасторжимой связи с миром взрослых. Они помогают утвердить в сердцах и в сознании молодёжи те истины, без постижения которых нельзя считать себя полноценными взрослыми гражданами. Таких писателей и такие произведения мы называем юношескими.
Социалистические страны утвердили недавно международную премию за лучшие произведения для юношества и присвоили ей имя М. Горького, подчеркнув этим роль великого пролетарского писателя в создании литературы для подрастающей смены.
Только полное доверие к духовным и нравственным возможностям юного человека может принести успех юношескому писателю. А возможности эти очень велики! Который уж раз вспомню о том, что в годы Великой Отечественной войны в указах о награждении подростков и юношей орденами, о присвоении им звания Героя Советского Союза никогда не подчёркивалось, что речь идёт о юных. Ребят называли по имени и отчеству… Почему? Да потому, что героизм их стоял в одном строю, как бы плечом к плечу с мужеством отца и старших братьев. Очень значительны духовные возможности юных, их способность совершать поступки смелые, рыцарски благородные и сегодня, в мирное время. Мерой этих стремлений и возможностей, проявляемых в реальной жизни, надо, я думаю, оценивать и действия, поступки, стремления литературных героев.
Иногда подростковый и юношеский возраст называют трудным. Я бы назвал его сложным… Значит, и произведения, обращённые к этому возрасту, должны проникать в самую суть, в глубину сложностей, не покидающих человека, о котором принято говорить: «Уже не ребёнок, но ещё и не взрослый».
Какие трудности испытывает юношеская литература? Скажу об одной… Редко звучат в ней новые имена, нечасто приходят в неё молодые таланты. А в общем-то, хорошо было бы, чтоб о молодых писали и молодые!
Ну, а эпиграфом ко всей этой литературе я бы взял всем известные слова В.Г. Белинского о том, что книги, адресованные юным, «пишутся для воспитания». «А воспитание, – утверждал он далее, – великое дело: им решается участь человека». Участь… Это значит – судьба!
Анатолий Алексин,
«ЛГ», 1983, № 10