Известному кубанскому писателю Георгию Георгиевичу Степанову (1910–1987) 2 мая этого года исполнилось бы сто лет. (Не путать с другим писателем – А.Н. Степановым (1892–1965), автором знаменитого в своё время романа «Порт-Артур», тоже проживавшим на Кубани, в Краснодаре.)
Георгий Степанов родился в учительской семье, в станице Ильской, но детство его прошло в станице Медведовской. Там в юные годы он стал свидетелем драматических событий Гражданской войны, одним из эпицентров которых в значительной мере оказалась и его родная станица. Это во многом и предопределило его творческую судьбу. Во всяком случае, за весь пятидесятилетний творческий путь Гражданская война стала его главной темой.
Как писатель старшего поколения, он представляется нам теперь человеком из какого-то трудновообразимого мира. Ведь он общался с В. Маяковским во время приезда того в Краснодар в ноябре 1926 года. Слушал зажигательные лекции-выступления А. Луначарского во время его приезда в Краснодар вместе с Н. Крупской в 1927 году. Общался с М. Пришвиным, А. Толстым, А. Серафимовичем, А. Новиковым-Прибоем. Впечатления от этих встреч он описал в книгах «Письма и встречи» и «Незабываемое». Он был учеником и другом С. Сергеева-Ценского, которому посвятил трилогию «Дорогой длинною».
В то время, когда рушились, сбрасывались с «корабля современности» незыблемые духовные ценности, Г. Степанов отстаивал русскую литературу и оставался верен ей до конца. Это и предопределило то, что его творческий путь оказался тернистым. Он был одним из немногих писателей той поры, соединявших русскую литературу XIX века и новую литературу жестокого ХХ века, отстаивающих творческую преемственность, без которой развитие литературной традиции немыслимо. Вовсе не случайно, что одной из самых его популярных книг стала книга «День из жизни писателя» – о русских классиках на поворотных моментах их судьбы. Впервые вышедшая в тогдашнем Горьком, она выдержала много изданий и была рекомендована в качестве пособия для учащихся. Будь теперь переизданной, книга стала бы незаменимым подспорьем учителям-словесникам, студентам, школьникам.
Надо отметить обстоятельство, которое, может быть, не вполне понятно писателям и читателям других областей и краёв России. Видимо, только на Кубани оно существует в таком виде, обнажая давнее и «традиционное» неблагополучие в писательской среде края. Какие терзания приходилось испытывать в связи с этим Г.Г. Степанову, писал литературовед Г. Чучмай: «Ещё при его жизни над ним висел какой-то злой рок, его, талантливого кубанского писателя, игнорировали, прежде всего на Кубани». Но «злой рок» здесь висел не только над Г.Г. Степановым. Он его просто раньше испытал в силу своего возраста. «Злой рок» тут висел и висит над каждым автором, перешагнувшим провинциальные рамки и ставшим писателем общероссийского масштаба. В не меньшей степени обструкцию испытал Анатолий Знаменский за роман-хронику «Красные дни», удостоенный позднее Государственной премии. Да и старейшего писателя А.Н. Степанова достаточно мордовали, пока его «Порт-Артур» не был издан в Москве и стал невероятно популярным. А разве привечали и издавали здесь талантливейшего критика Юрия Селезнёва, рано ушедшего из жизни?..
Один из лучших поэтов России, кубанец Юрий Кузнецов за все годы творчества и всеобщего признания так ни разу и не был издан на родине (за исключением первой, юношеской книжки «Гроза» в 1966 году).
Но поистине жестокий «злой рок» всё ещё висит не только над именем писателя Георгия Степанова, но и над его главной книгой, к которой он шёл всю жизнь, – романом-трилогией о Гражданской войне на юге России «Закат в крови». Двадцать лет длились хождения по мукам писателя с этим романом. Пока наконец в сокращённом виде он вышел в Военном издательстве в 1985 году. В полном составе роман вышел в издательстве «Советский писатель» в 1989 году.
Но и более чем через двадцать лет после кончины писателя роман «Закат в крови» на Кубани так и не вышел. В 1991 году в Краснодарском книжном издательстве он уже был подготовлен к печати. Но тут в стране началась очередная – на сей раз рыночная – революция. В издательстве между тем неким таинственным образом пропал и сам роман…
Стоит отметить примечательную особенность. Вершинными произведениями литературы на Кубани и о Кубани в наше время стали именно романы о Гражданской войне: В. Лихоносова «Наш маленький Париж», А. Знаменского «Красные дни», Г. Степанова «Закат в крови», произведения других авторов. Это свидетельствует о том, что в нашей распре к началу «демократической» революции мы так и не разобрались, иначе её просто не произошло бы.
Но на Кубани издаётся только «Наш маленький Париж»…
Будет ли наконец издан роман Георгия Степанова «Закат в крови»? Уверен, что обязательно будет. Вопрос в том – кем и когда? Может быть, столетний юбилей писателя станет для этого достаточно веским поводом?
, МОСКВА – станица СТАРОНИЖЕСТЕБЛИЕВСКАЯ Краснодарского края