Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Век Георгия Степанова

01 января 2007

ПАМЯТЬ

Известному кубанскому писателю Георгию Георгиевичу Степанову (1910–1987) 2 мая этого года исполнилось бы сто лет. (Не путать с другим писателем – А.Н. Степановым (1892–1965), автором знаменитого в своё время романа «Порт-Артур», тоже проживавшим на Кубани, в Краснодаре.)

Георгий Степанов родился в учительской семье, в станице Ильской, но детство его прошло в станице Медведовской. Там в юные годы он стал свидетелем драматических событий Гражданской войны, одним из эпицентров которых в значительной мере оказалась и его родная станица. Это во многом и предопределило его творческую судьбу. Во всяком случае, за весь пятидесятилетний творческий путь Гражданская война стала его главной темой.

Как писатель старшего поколения, он представляется нам теперь человеком из какого-то трудновообразимого мира. Ведь он общался с В. Маяковским во время приезда того в Краснодар в ноябре 1926 года. Слушал зажигательные лекции-выступления А. Луначарского во время его приезда в Краснодар вместе с Н. Крупской в 1927 году. Общался с М. Пришвиным, А. Толстым, А. Серафимовичем, А. Новиковым-Прибоем. Впечатления от этих встреч он описал в книгах «Письма и встречи» и «Незабываемое». Он был учеником и другом С. Сергеева-Ценского, которому посвятил трилогию «Дорогой длинною».

В то время, когда рушились, сбрасывались с «корабля современности» незыблемые духовные ценности, Г. Степанов отстаивал русскую литературу и оставался верен ей до конца. Это и предопределило то, что его творческий путь оказался тернистым. Он был одним из немногих писателей той поры, соединявших русскую литературу XIX века и новую литературу жестокого ХХ века, отстаивающих творческую преемственность, без которой развитие литературной традиции немыслимо. Вовсе не случайно, что одной из самых его популярных книг стала книга «День из жизни писателя» – о русских классиках на поворотных моментах их судьбы. Впервые вышедшая в тогдашнем Горьком, она выдержала много изданий и была рекомендована в качестве пособия для учащихся. Будь теперь переизданной, книга стала бы незаменимым подспорьем учителям-словесникам, студентам, школьникам.

Надо отметить обстоятельство, которое, может быть, не вполне понятно писателям и читателям других областей и краёв России. Видимо, только на Кубани оно существует в таком виде, обнажая давнее и «традиционное» неблагополучие в писательской среде края. Какие терзания приходилось испытывать в связи с этим Г.Г. Степанову, писал литературовед Г. Чучмай: «Ещё при его жизни над ним висел какой-то злой рок, его, талантливого кубанского писателя, игнорировали, прежде всего на Кубани». Но «злой рок» здесь висел не только над Г.Г. Степановым. Он его просто раньше испытал в силу своего возраста. «Злой рок» тут висел и висит над каждым автором, перешагнувшим провинциальные рамки и ставшим писателем общероссийского масштаба. В не меньшей степени обструкцию испытал Анатолий Знаменский за роман-хронику «Красные дни», удостоенный позднее Государственной премии. Да и старейшего писателя А.Н. Степанова достаточно мордовали, пока его «Порт-Артур» не был издан в Москве и стал невероятно популярным. А разве привечали и издавали здесь талантливейшего критика Юрия Селезнёва, рано ушедшего из жизни?..

Один из лучших поэтов России, кубанец Юрий Кузнецов за все годы творчества и всеобщего признания так ни разу и не был издан на родине (за исключением первой, юношеской книжки «Гроза» в 1966 году).

Но поистине жестокий «злой рок» всё ещё висит не только над именем писателя Георгия Степанова, но и над его главной книгой, к которой он шёл всю жизнь, – романом-трилогией о Гражданской войне на юге России «Закат в крови». Двадцать лет длились хождения по мукам писателя с этим романом. Пока наконец в сокращённом виде он вышел в Военном издательстве в 1985 году. В полном составе роман вышел в издательстве «Советский писатель» в 1989 году.

Но и более чем через двадцать лет после кончины писателя роман «Закат в крови» на Кубани так и не вышел. В 1991 году в Краснодарском книжном издательстве он уже был подготовлен к печати. Но тут в стране началась очередная – на сей раз рыночная – революция. В издательстве между тем неким таинственным образом пропал и сам роман…

Стоит отметить примечательную особенность. Вершинными произведениями литературы на Кубани и о Кубани в наше время стали именно романы о Гражданской войне: В. Лихоносова «Наш маленький Париж», А. Знаменского «Красные дни», Г. Степанова «Закат в крови», произведения других авторов. Это свидетельствует о том, что в нашей распре к началу «демократической» революции мы так и не разобрались, иначе её просто не произошло бы.
Но на Кубани издаётся только «Наш маленький Париж»…

Будет ли наконец издан роман Георгия Степанова «Закат в крови»? Уверен, что обязательно будет. Вопрос в том – кем и когда? Может быть, столетний юбилей писателя станет для этого достаточно веским поводом?

Пётр ТКАЧЕНКО, МОСКВА – станица СТАРОНИЖЕСТЕБЛИЕВСКАЯ Краснодарского края

Обсудить в группе Telegram

Пётр Ткаченко

Писатель Ткаченко Петр Иванович родился 15 июня... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Бог ещё надеется на меня

    29.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS