Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 июня 2013 г.

Величайшая тайна Эллады

История четвёртая

25 июня 2013
Храм Артемиды в Эфесе

Не всё так просто с древними греками, как нам порой кажется. И в целом с Древним миром. Стоит копнуть поглубже наследие предков, как такие чудеса открываются… Впрочем, обо всём по порядку.

Начнём с Гомера. Его гениальные поэмы помогли Генриху Шлиману найти и раскопать Трою. Это общеизвестно. Но то, что «Илиада» и «Одиссея» натолкнули современных учёных на сенсационные открытия, мало кто знает.

Гомеровский эпос – это гениальный и аутентичный пересказ сказаний так называемой дописьменной эпохи, во время которой, собственно говоря, троянская война и происходила. Как верно заметил певец британского империализма Киплинг, «Гомер все на свете легенды знал, и всё подходящее из старья он, не церемонясь, перенимал…».

И вот американский психиатр Джулиан Джейнс проанализировал все тексты Гомера, покопался в дошедших до нас древних текстах других народов и сделал ошеломительный вывод, о котором даже говорить сейчас неловко, но приходится, потому что мировая психологическая наука с Джейнсом в своё время согласилась.

В 1985 году профессор Джейнс выступил с лекцией «Проис­хождение сознания в результате распада бикамерального (двухпалатного) ума» на симпозиуме Канадской психологической ассоциации.

Джейнс заявил, что герои «Илиады» не обладали способностью к самоанализу. Когда Агамемнон похищает Брисеиду, возлюбленную Ахиллеса, тот не принимает самостоятельного решения. Его хватает за волосы один из богов и предупреждает, что нельзя убивать Агамемнона. Тут же из моря выходит богиня и утешает Ахиллеса. Джейнс не согласен с трактовкой этих фрагментов как поэтического описания внутренних эмоций, убедительно доказывая, что такая интерпретация проецирует современное сознание на тексты, написанные людьми с совершенно иной формой сознания. С ним согласен кембриджский философ Джон Уиздом, написавший, что «греки не думали об опасности подавления инстинктов, но думали о том, как преодолеть тягу к Дионису или забыть о Посейдоне ради Афины».

По Джейнсу выходит, что древние люди в дописьменную эпоху не имели понятия «внутренней жизни». А такие элементы психики, как намерения, чувства и мышление, воспринимались ими как деятельность внешних сил, то бишь богов. Джейнс называет этих богов «галлюцинациями ауры». По его мнению, древние люди до изобретения письменности жили во власти этих иллюзий в силу неразвитости правой половины мозга. Ахиллес принимал «внутренний голос» своего правого полушария за голос Зевса или Посейдона, а Одиссею всё больше «мстились» сладкие речи Афины Паллады.

По Джейнсу получается, что все древние народы, начиная с шумеров, не могли отличить внутренний мир от внешнего. А это типичная шизофрения! Выходит, вся мировая культура древних времён, все мировые цивилизации, включая Вавилон и Древний Египет, созданы людьми, находившимися в состоянии коллективных галлюцинаций? Уж легче поверить в зелёных человечков…

Автор «Тайной истории мира» Джэнатан Блэк, знаток эзотерики, не согласен с Джейнсом. Он утверждает, что голоса богов были реальны. Потому что боги существовали и общались с древними людьми. Конечно, наука умеет много гитик, но не до такой же степени!

Есть другое объяснение. Причём абсолютно реальное. Ответьте, дорогой читатель, почему советские военачальники, победив Гитлера, во всех своих мемуарах на каждой странице упоминали руководящую роль партии? У них что – галлюцинации ауры были?

Да нет, просто иначе воспоминания того же Жукова не увидели бы свет. Таковы были правила игры советского времени. Партийные жрецы надзирали за правильным написанием всех идеологически важных текстов и за тем, чтобы руководящая роль партии была показана во всей красе.

Так и в Древнем мире, будь то Шумер или Эллада, языческие жрецы надзирали за тем, чтобы в идеологически важных текстах, к коим, безусловно, относятся творения Гомера, руководящая роль олимпийских богов была отражена. От Гомера и его безвестных предшественников требовалось складно и идеологически верно изложить перипетии той или иной военной эпопеи, а жрецы обеспечивали передачу этих шедевров от поколения к поколению через свои аппаратные жреческие каналы.

Когда же появилась письменность, то сочинители обрели самостоятельность, и в их текстах возникли и рефлексия, и самые различные оттенки философической мысли.

Руководящая и направляющая роль жрецов, осуществлявших на протяжении тысяч лет эффективное управление в Древнем мире, подтвердилась совсем недавно, когда был проведён анализ древних источников, тех же поэм Гомера, и выяснилось, что пантеон олимпийских богов образует так называемую безмасштабную социальную сеть со свойствами «малого мира». Точно такую же, как пресловутый Фейсбук, грозный инструмент скрытого социального управления.

Древние жрецы были мудры. Они курировали сказителей столь изощрённо, что созданные под их руководством античными гомерами божественные социальные сети на протяжении тысяч лет помогали тайным и явным владыкам Древнего мира хранить стабильность и процветание в своих государствах.

И этому стоит поучиться у древних мастеров социальных технологий…

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS