Новый фильм Мэри Хэррон, режиссёра уже ставших культовыми «Американского психопата» и «Я стреляла в Энди Уорхола». Картина рассказывает о жизни знаменитого сюрреалиста в середине 1970-х, об одном из самых тяжёлых и в то же время самых интересных периодов из биографии художника. В ту пору критики уже пресытились безумными выходками Дали, а сам творец то впадал в депрессию, то сбегал от неё при помощи шумных вечеринок с алкоголем и наркотиками.
Безусловно, лучшим элементом этого биографического полотна является Бен Кингсли. Его Дали получился чудаковатым, не упускающим ни единого шанса эпатировать публику. Временами он достаточно авторитарен, временами милостив и благосклонен, он не боится рисковать, но, порезав палец, может обратиться в непохожего на себя невротика-ипохондрика. В присутствии же своей жены Галы (Барбара Зукова) Дали вмиг превращается в послушное и наивное дитя, смиренно принимающее всякий её выпад в его сторону. Дуэт Кингсли и Зуковой – это лучшее, что есть в фильме.
Главный герой ленты – молодой арт-куратор Джеймс (Кристофер Брини) – будет не столь интересен зрителю, как Дали. В моменты, когда эпатажный самодур пропадает из кадра, картина может даже наскучить. По мере развития сюжета Джеймс знакомится с многими знаменитостями из окружения Дали и его жены, такими как ещё не ставшая известной певицей Аманда Лир, шок-рокер Элис Купер и исполнитель роли Иисуса в мюзикле «Иисус Христос – суперзвезда» Джефф Фенхольт. Ближе к финалу действие перемещается в Испанию, в окрестности замка Пуболь, купленного Сальвадором специально для своей супруги, чтоб она могла там уединяться. Волшебный мир Дали, представший перед зрителем в сценах в Нью-Йорке, сменяется гнетущим миром старика с мутнеющим рассудком, который всецело отдался воспоминаниям о былом и пережитом. Весь третий акт сильно контрастирует по настроению с первыми двумя, что в общем-то сценарно объяснимо. Именно в финальном акте Дали предстаёт не как эдакое божество, надменно возвышающееся над простыми смертными, а как человек, стареющий, сломленный и отрицающий всё, что способно причинить ему боль.
Интересно, что в фильме предостаточно эпизодов, проливающих свет на историю написания известных картин Дали, но при этом ни одна из этих работ в кадре так и не фигурирует. Может быть, это такой сценарный ход, который не позволяет зрителям отвлечься от личности Сальвадора на его творчество.
Подводя итог всему вышесказанному, «Быть Сальвадором Дали» – это не то кино, которое хочется советовать всем и каждому. Напротив, своего зрителя оно найдёт само, без сарафанного радио. Поначалу кажется, что «Быть Сальвадором Дали» погружает тебя именно в мир, в котором живёт и творит сюрреалист, откуда черпает вдохновение, но ближе к концу режиссёр даёт увидеть другого Дали при помощи исследования уже его внутреннего мира. В этом произведении есть слабые стороны, но многие из них нивелируются, когда в кадр врывается Кингсли в узнаваемых усах, устремленных вверх. Возможно, это одна из самых выдающихся и сильных ролей в карьере оскароносного актёра, которую можно сопоставить с его Ганди из одноимённого фильма.