Сергей Мнацаканян. Великий Валюн, или Скорбная жизнь Валентина Петровича Катаева. Роман-цитата. – Алма-Ата: Шёлковый путь, 2014. – 520 стр. – 300 экз.
«Роман-цитата» – это точная автохарактеристика книги Сергея Мнацаканяна. Её текст составлен из цитат, взятых из многочисленных источников и посвящённых классику русской и советской литературы. Цитаты эти оснащены комментариями, раздумьями и зачастую мемуарными заметками автора книги, который в литературной юности знал героя своего труда и многих лиц из его окружения. Себя он позиционирует как автора-составителя этой сложной книги. «Великому Валюну» в отличие от многих биографических книг свойственны редкие для биографического жанра качества – это эмоциональность и даже экспрессивность. Достигаются они именно теми свидетельствами о жизни и творчестве Катаева, из которых С. Мнацаканян и составляет портрет своего героя. Такое впечатление, что вы оказываетесь в галерее бесчисленных зеркал, каждое из которых даёт неожиданное представление о прекрасном писателе и противоречивом человеке Валентине Катаеве. Мнацаканян не скрывает от читателя даже нелицеприятных свидетельств о жизни писателя. Например, захват Катаевым литфондовской дачи Ильи Эренбурга в Переделкине или его поездку с группой писателей на Беломорканал, выступление Катаева против Михаила Зощенко – своего давнего друга – и многое другое, что в своё время осуждала так называемая передовая интеллигенция. Но эти свидетельства подчёркивают и щедрость писателя, и его бесстрашие, которыми в давние годы мало кто мог похвастаться. Например, он не боялся помогать гонимым Осипу и Надежде Мандельштам или, что совершенно невозможно для тех лет, прилюдно и оскорбительно возражал Иосифу Сталину на одной из писательских встреч, а в 60-е годы осмелился противопоставить официальному соцреализму изобретённый им «мовизм»…
Книга Сергея Мнацаканяна о Валентине Катаеве – это своеобразная панорама истории русской советской литературы. На страницах издания встречаются Корней Чуковский и Борис Пастернак, Сергей Есенин и Владимир Маяковский, знаменитые сатирики Ильф и Петров, легендарные Исаак Бабель и Михаил Булгаков… Все эти люди для Катаева были не только коллегами во времени, но и друзьями или хорошими знакомыми. Интересна линия отношений писателя с Юрием Олешей или, например, Эдуардом Багрицким. Книга «Великий Валюн» подчёркивает, что Катаев не придумал своё духовное родство с героями своей блистательной книги «Алмазный мой венец», более того – книга эта, вызвавшая в своё время яростные споры, правдива от первой до последней страницы.
Конечно, нельзя не отметить некоторые «провалы» в биографии писателя. Например, не самым полным образом отражены моменты военных лет или его связи с идеологической верхушкой власти. Но это особенность жанра, избранного автором. Дело в том, что «роман-цитата» в значительной степени состоит именно из цитат разных авторов, посвящённых Катаеву, что позволило Мнацаканяну сохранить дух времени, свежесть реальных воспоминаний. Впрочем, здесь чувствуется следование самим принципам катаевского мовизма. Экспрессивная цитация не всегда позволяет линейно проследить все даты жизни героя книги, но зато раскрывает глубинные мотивы жизни и творчества Катаева.
В числе тех, к чьим свидетельствам и раздумьям обратился автор, – Вероника Полонская, Семён Липкин, Владимир Солоухин, Николай Старшинов, Александр Рекемчук, Василий Аксёнов, Анатолий Гладилин, Андрей Вознесенский, Наталья Иванова, Павел Басинский, Надежда Кожевникова, Давид Самойлов, Лидия Чуковская и многие другие участники литературного процесса ХХ века и нового времени.
Хочется подчеркнуть, что «Великий Валюн» Сергея Мнацаканяна – первая книга, которая с такой подлинностью представила нам жизнь одного из русских гениев. Любопытно и то, что автор, как и положено первооткрывателю, не нашёл издателя в России: Катаев ещё оставался почти «запретной темой» в литературном сообществе. Однако его книга, изданная скромным тиражом в ближнем зарубежье, получила на редкость широкую известность в московских интеллектуальных кругах. Нет сомнений, что она открыла путь новым произведениям о жизни и творчестве Катаева. И нет сомнений, что когда-нибудь эта книга будет переиздана достойным тиражом.
Виктор Архипов