Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Великий Восток на Гоголевском бульваре

01 января 2007

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

В 1991 году, что по-своему знаменательно, Государственный музей искусства народов Востока Указом российского президента был отнесён к особо ценным объектам нашего культурного наследия. Его собрание действительно уникально: здесь представлено искусство Кореи, Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии, Кавказа и Закавказья, Средней Азии и Ирана, Индии, Бурятии, Монголии, народов Севера… Особое место среди постоянных экспозиций музея занимают работы Николая и Святослава Рерихов. Наряду с постоянными экспозициями в музее регулярно проводятся интереснейшие выставки. О перекрёстках и диалогах древних и современных культур мы решили поговорить с генеральным директором музея, доктором исторических наук Александром СЕДОВЫМ.

– Александр Всеволодович, а с чего начался ваш «личный» Восток – с книги или путешествия?

– Я по образованию археолог, окончил исторический факультет МГУ и с тех пор занимаюсь археологией Востока. Профессор Леонид Романович Кызласов, у которого я учился в университете (к сожалению, в прошлом году он ушёл из жизни), и «совратил» меня заниматься Востоком.

– Жерар де Нерваль писал: «Для того, кто не бывал на Востоке, лотос по-прежнему остаётся лотосом», а для него после поездки он стал «неким сортом лука». Вы тоже разгадали восточную загадку?

– Для меня Восток никогда не окрашивался в мистические тона. Археологи имеют дело с предметами материальной культуры. Мне с самого начала понравились аура Востока, менталитет восточных людей. Cтепи, горы и пустыни Южной Сибири и Средней Азии мне нравятся больше, чем природа средней полосы России. Может, я говорю ужасные вещи, но это так. Хоть я родился и вырос в Москве, отец мой – из терских казаков, а мать из-под Рязани, я себя очень хорошо чувствую на Востоке.

– Вот вы сказали про восточный менталитет… Слышала, что про индийцев говорят, что это люди-дети, открытые миру, и поэтому их легко обмануть, завоевать, как сделала это Британская империя…

– Да нет, конечно! Я не думаю, что следует мыслить столь элементарными категориями – «люди-дети», «люди-подростки» или «люди-взрослые». Всё относительно. Британцы завоёвывали не только восточные народы, да и сколько крови пролилось при этих завоеваниях… Обмануть людей можно где угодно: в Европе, Северной Америке, в Африке, на Аляске… А индийцы, наследники великой цивилизации древности, сейчас сами «завоёвывают» Запад.

– А можно говорить о некой общей восточной ментальности и о западной так, как Киплинг их понимал?

– «Восток есть Восток», и что-то общее есть во всех восточных культурных парадигмах. Но каждая восточная культура, как, собственно, и западная, по-своему уникальна. Многое обусловливается и местом проживания людей. К примеру, культурные традиции Китая и Индии совершенно разнятся. Ментальность йеменца кардинально отличается от ментальности жителя других арабских стран. Да и в самом Йемене, например, ментальность жителя горной части страны отличается от ментальности обитателя его прибрежной части.

– А для Музея искусств народов Востока является плодотворной идея межкультурных диалогов? Вам интересно искать «восточное» в «европейском» и наоборот?

– Безусловно. Начнём с того, что все великие цивилизации древности зародились на Востоке. В долинах великих рек: мы говорим о Египте и Месопотамии, Индии и Китае как о прародине человеческой цивилизации. Все достижения древности, включая письменность и изобразительное искусство, появились на Востоке. И если брать большие пространства в современном мире, то традиции будут в чём-то едины. Это проявилось уже в период эллинизма, когда Александр Великий объединил Восток и Запад.

– Вы говорите о синтезе восточной деспотии и греческой демократии?

– Не совсем так. Я говорю о слиянии или, скорее, о взаимовлиянии культур. Рождение новой формы правления было, скорее, следствием объединения культурных традиций, обогативших друг друга. И сегодня нужно всячески способствовать диалогу культур. Мы вместе с другими российскими и украинскими музеями, нашими румынскими, немецкими и венгерскими коллегами не так давно открывали в Будапеште выставку «Золото скифов». Скифы – это группа племён, проживавших на громадной территории от Великой Китайской стены до Карпатско-Дунайской низменности. Весь этот громадный пояс степей две тысячи лет назад населяли люди со сходной культурой, говорившие, скорее всего, на родственных языках, и все культурные и технические достижения, возникая в одном месте, оказывались известными в другом. Я подчёркиваю, что диалог культур и цивилизаций существовал с глубокой древности. В прошлом году в нашем музее состоялась выставка «Средняя Азия, Москва, Иерусалим – в творчестве еврейских художников». Еврейское искусство – это вообще отдельная большая тема, ведь лишь с конца XIX века оно перестало быть по преимуществу ритуальным, постепенная секуляризация и ассимиляция еврейской культуры способствовали появлению еврейских художников, которые влились в европейское и русское искусство: был Марк Шагал, Хаим Сутин…

– Европе, как известно, японскую живопись открыли братья Гонкуры – Эдмон даже выпустил иллюстрированные монографии об Утамаро и Хокусаи. А в России с чего началось увлечение Востоком?

– А в России всё началось гораздо раньше – с византийского влияния. И с татаро-монгольского нашествия, как ни банально это звучит. Русь впитала в себя и переработала много восточных традиций. В нашем быту есть масса вещей, изобретённых кочевниками. Но настоящая мода на Восток появилась в XVIII веке, когда купцы и миссионеры стали завозить китайские вещи из Европы и из самого Китая. Вспомним про тот же фарфор, который был изобретён в Китае в VII веке, за тысячу лет до европейского.

– А есть ли примеры обратного влияния?

– Ещё какие! Прогуляйтесь по залам нашего музея. Каджарская живопись создавалась под сильным влиянием европейских придумок: светотени и перспективы. Да это вообще уникально, что в XVIII веке в Иране стали писать масляными красками, а в первой трети XIX века складывается особый живописный стиль – официальный парадный портрет! Это удивительный феномен переплетения западных и восточных изобразительных традиций!

– Есть мнение, что при слишком тесной дружбе происходит размывание оригинальных культур…

– Тут как в мире людей: с кем-то вы хотите дружить, с кем-то нет. Но и живя с собственной женой и во многом сливаясь с ней, вы всё же остаётесь самим собой. То же самое и с культурами. Конечно, можно найти в истории массу примеров, когда одна культура растворялась в другой, более агрессивной или развитой. Всё это, на мой взгляд, осталось в прошлом. Например, такие великие культуры, как русская и китайская, могут сосуществовать, обогащаться, но ни одна из них не поглотит другую. Что далеко за примером ходить, когда наша Россия – многонациональное государство, и в этом котле столько варится! Но обычно вы точно знаете, к какой культуре принадлежите, несмотря на иногда возникающие сложности с национальной самоидентификацией. Кстати, ежегодно на острове Родос в рамках Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» собираются представители разных культур, религиозных конфессий, есть там и агностики. И все сходятся в одном: у нас масса общих проблем, общих тем, их гораздо больше, чем поводов для размежеваний.

– Сергей Аверинцев однажды заметил, что на Востоке не было «непризнанных гениев», писцы, мудрецы не выделяли себя из толпы. Сейчас ломаются эти устои?

– Многие люди из стран Востока, получившие образование на Западе и подолгу жившие там, на родину возвращаются чуть-чуть другими. Такие, как Салман Рушди, позиционируют свою индивидуальность. Сейчас мир похож на единый плавильный котёл, обмен ценностями и достижениями формирует некую надкультуру. В России существует очень много стереотипов в восприятии Востока. Считается, что Коран запрещает изображать человека. Коран запрещает изображать Бога, а мастера во все времена изображали людей, зверей, птиц. В музейной экспозиции вы можете увидеть образцы прекрасной иранской керамики XII–XIII веков с изображениями людей и животных, есть великолепный иранский ковёр, относящийся к началу прошлого века: ковроткач изобразил там персепольские фрески. Хотя, конечно, в изобразительном искусстве исламских стран приоритетной тенденцией была всё-таки орнаменталистика…

– Восточные темы, видно, будят нашу фантазию... Здесь как в лавке древностей!

– Поэтому около 40 процентов посетителей нашего музея – организованные школьные группы. Сейчас проходит удивительная выставка «Дети рисуют сказку». В экспозиции представлены работы юных художников из стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества: из России, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Девизом проекта стал лозунг «Узнавая сказки, познаём друг друга». В его рамках работают и мастер-классы, которые проводятся художниками и дизайнерами, друзьями музея Востока, где ребёнок может узнать о чайной церемонии в Китае, нарисовать «Хлебную сказку» или цветочную историю…

Беседу вела Валерия ОЛЮНИНА

Обсудить в группе Telegram

Валерия Олюнина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS