Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Великое смешное

01 января 2007

ТЕЛЕИСТОРИЯ

Нацисты и либералисты

Первый секретарь МГК КПСС с народом. 1987 год   фото: Фёдор ЕВГЕНЬЕВПрошедшую неделю ТВ посвятило памяти Бориса Ельцина. «Россия» повторила фильм Николая Сванидзе «БН», сделанный два года назад к юбилею первого президента РФ, а канал ТВ Центр впервые показал снятый 17 лет (!) назад фильм Александра Сокурова «Пример интонации». Н-да, была в этой акции ТВ какая-то доля глубоко спрятанного сарказма… Конъюнктурность обоих фильмов очевидна и даже в некотором смысле простительна, но лезет в голову дурацкий вопрос: а что сказали бы, доживи до наших дней, например, Андрей Сахаров, увидев первый фильм, а Андрей Тарковский – второй? Впрочем, если отбросить тему «художник– власть», сокуровскую, простите за выражение, суггестивность, высокоумные понты с неимоверно долгими планами, с «завораживающей» невнятицей бесконечно длинных проездов под всё спасающего Чайковского, то сейчас особенно становится очевидным, что ими прикрыта пустота. А также простодушное желание прильнуть к власти, новой, замечательной, демократической, рыночной… Но главный, удививший «пример интонации» – герой фильма. Несколько растерянный, раздражённый, вскоре ставший полновластным «хозяином земли Русской», а тогда, ещё до развала Союза, абсолютно не знавший, что, собственно, делать, куда идти. Ведь книг, как выяснилось из фильма, он не читал – ни исторических, ни тем более экономических, и планов у «великого реформатора» никаких конкретных не было, кроме общих слов про свободу и рынок… И что теперь очевидно, выдающийся режиссёр, ученик Тарковского, ничегошеньки не провидел, не предчувствовал. Ни величайшей геополитической катастрофы, ни криминальной революции, ни скорого крушения киноиндустрии – его оно, правда, не сильно задело. Просто он раньше всех (ещё до Эльдара Рязанова, как тонко подмечено в аннотации к фильму на сайте ТВ Центра) побывал дома у президента, поговорил с ним о том о сём, «превозмогая обожанье»... 

Фильм ностальгически вернул нас в то время, когда БН любили все советские люди. Страна верила ему, доверилась… И вот знаменательный временной скачок (такой же, как в фильме «Москва слезам не верит»), и мы из скромной (всё познается в сравнении) цековской дачи борца с привилегиями попадаем в роскошные интерьеры барвихинского дворца. Б.Н. Ельцин уже на пенсии, и его уже никто не любит. Кроме участвующих в фильме Сванидзе, родных, Жванецкого, Коля, Пугачёвой, Ширака… Впрочем, стоит отметить, что многие благодарили его искренно. Патриарх (БН действительно много сделал для РПЦ), Анастасия Мыскина (отечественный теннис, безусловно, ему многим обязан), зарубежные лидеры (для их стран он сделал очень много), семья (для родных и близких – тоже). Анатолий Чубайс, лукаво прищурившись, говорил о доброте и широте русской натуры бывшего президента… Однако в качестве главной из многочисленных побед БН, на удивление, называлось то, что он нашёл в себе мужество до срока уйти в отставку…
Вообще перечисление заслуг было необычайное. Не раз, например, говорилось о том, что БН спас страну от гражданской войны. Помилуйте, захотелось наконец воскликнуть, ну это уж чересчур даже для юбилейного фильма. Разве спас? Как раз не спас, а именно вверг страну в страшную, кровавую междоусобицу. Расстрел парламента в октябре 1993-го, им начатая вскоре чеченская война и последовавший вслед за тем террористический кошмар... А наибольшее количество погибших – жертвы криминального беспредела, жертвы того именно бандитского капитализма, который построен под руководством БН. В 90-е годы только убитых в России, не считая пропавших без вести, – около 800 000 (что, между прочим, больше, чем приговорённых к расстрелу с 1925 по 1952 год в СССР). И сотни тысяч беспризорников – не результат гражданской войны? А то, ради чего, собственно, затевались реформы – развитие малого бизнеса, частной инициативы, свободной конкуренции, – до сих пор тема заседаний высших органов. 

По-человечески понятно желание Николая Карловича увидеть в эпохе БН только хорошее, а в предыдущих, напротив, только плохое – ну так устроен этот человек, однако зачем же он называет себя историком? Вовсе не историк он, а либеральный пропагандист, сокращённо – либералист. Кстати, изобретение этой ёмкой идиомы приписывают В.С. Черномырдину, юбилей которого в предыдущую неделю тоже жизнерадостно отмечало ТВ. О политико-экономических достижениях бывшего премьера опять же практически не вспоминали (к чему бередить старые раны?), зато обильно демонстрировали видеоролики с его наиболее остроумными импровизациями. Действительно, одна из настоящих неоспоримых заслуг эпохи БН – открытие в председателе его правительства таланта блистательно косноязычного афориста. В части смешных речевых загогулин он переплюнул даже шефа. В заключение не удержусь от цитирования одной из них:
«Второй канал – государственный стопроцентно, но иногда такое выдает, что хоть глаза не открывай. Тяжеловато смотреть, тошнит порой, но смотришь – куда деваться…» 

Согласившись с давним высказыванием опытного тяжеловеса, отметим, что это его забористое выражение теперь (и в гораздо большей степени) имеет отношение к другим каналам.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS