Нацисты и либералисты
Прошедшую неделю ТВ посвятило памяти Бориса Ельцина. «Россия» повторила фильм Николая Сванидзе «БН», сделанный два года назад к юбилею первого президента РФ, а канал ТВ Центр впервые показал снятый 17 лет (!) назад фильм Александра Сокурова «Пример интонации». Н-да, была в этой акции ТВ какая-то доля глубоко спрятанного сарказма… Конъюнктурность обоих фильмов очевидна и даже в некотором смысле простительна, но лезет в голову дурацкий вопрос: а что сказали бы, доживи до наших дней, например, Андрей Сахаров, увидев первый фильм, а Андрей Тарковский – второй? Впрочем, если отбросить тему «художник– власть», сокуровскую, простите за выражение, суггестивность, высокоумные понты с неимоверно долгими планами, с «завораживающей» невнятицей бесконечно длинных проездов под всё спасающего Чайковского, то сейчас особенно становится очевидным, что ими прикрыта пустота. А также простодушное желание прильнуть к власти, новой, замечательной, демократической, рыночной… Но главный, удививший «пример интонации» – герой фильма. Несколько растерянный, раздражённый, вскоре ставший полновластным «хозяином земли Русской», а тогда, ещё до развала Союза, абсолютно не знавший, что, собственно, делать, куда идти. Ведь книг, как выяснилось из фильма, он не читал – ни исторических, ни тем более экономических, и планов у «великого реформатора» никаких конкретных не было, кроме общих слов про свободу и рынок… И что теперь очевидно, выдающийся режиссёр, ученик Тарковского, ничегошеньки не провидел, не предчувствовал. Ни величайшей геополитической катастрофы, ни криминальной революции, ни скорого крушения киноиндустрии – его оно, правда, не сильно задело. Просто он раньше всех (ещё до Эльдара Рязанова, как тонко подмечено в аннотации к фильму на сайте ТВ Центра) побывал дома у президента, поговорил с ним о том о сём, «превозмогая обожанье»...
Фильм ностальгически вернул нас в то время, когда БН любили все советские люди. Страна верила ему, доверилась… И вот знаменательный временной скачок (такой же, как в фильме «Москва слезам не верит»), и мы из скромной (всё познается в сравнении) цековской дачи борца с привилегиями попадаем в роскошные интерьеры барвихинского дворца. Б.Н. Ельцин уже на пенсии, и его уже никто не любит. Кроме участвующих в фильме Сванидзе, родных, Жванецкого, Коля, Пугачёвой, Ширака… Впрочем, стоит отметить, что многие благодарили его искренно. Патриарх (БН действительно много сделал для РПЦ), Анастасия Мыскина (отечественный теннис, безусловно, ему многим обязан), зарубежные лидеры (для их стран он сделал очень много), семья (для родных и близких – тоже). Анатолий Чубайс, лукаво прищурившись, говорил о доброте и широте русской натуры бывшего президента… Однако в качестве главной из многочисленных побед БН, на удивление, называлось то, что он нашёл в себе мужество до срока уйти в отставку…
Вообще перечисление заслуг было необычайное. Не раз, например, говорилось о том, что БН спас страну от гражданской войны. Помилуйте, захотелось наконец воскликнуть, ну это уж чересчур даже для юбилейного фильма. Разве спас? Как раз не спас, а именно вверг страну в страшную, кровавую междоусобицу. Расстрел парламента в октябре 1993-го, им начатая вскоре чеченская война и последовавший вслед за тем террористический кошмар... А наибольшее количество погибших – жертвы криминального беспредела, жертвы того именно бандитского капитализма, который построен под руководством БН. В 90-е годы только убитых в России, не считая пропавших без вести, – около 800 000 (что, между прочим, больше, чем приговорённых к расстрелу с 1925 по 1952 год в СССР). И сотни тысяч беспризорников – не результат гражданской войны? А то, ради чего, собственно, затевались реформы – развитие малого бизнеса, частной инициативы, свободной конкуренции, – до сих пор тема заседаний высших органов.
По-человечески понятно желание Николая Карловича увидеть в эпохе БН только хорошее, а в предыдущих, напротив, только плохое – ну так устроен этот человек, однако зачем же он называет себя историком? Вовсе не историк он, а либеральный пропагандист, сокращённо – либералист. Кстати, изобретение этой ёмкой идиомы приписывают В.С. Черномырдину, юбилей которого в предыдущую неделю тоже жизнерадостно отмечало ТВ. О политико-экономических достижениях бывшего премьера опять же практически не вспоминали (к чему бередить старые раны?), зато обильно демонстрировали видеоролики с его наиболее остроумными импровизациями. Действительно, одна из настоящих неоспоримых заслуг эпохи БН – открытие в председателе его правительства таланта блистательно косноязычного афориста. В части смешных речевых загогулин он переплюнул даже шефа. В заключение не удержусь от цитирования одной из них:
«Второй канал – государственный стопроцентно, но иногда такое выдает, что хоть глаза не открывай. Тяжеловато смотреть, тошнит порой, но смотришь – куда деваться…»
Согласившись с давним высказыванием опытного тяжеловеса, отметим, что это его забористое выражение теперь (и в гораздо большей степени) имеет отношение к другим каналам.